Сибирские огни, 1986, № 3
КРИТИКА ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ к. милов ОЧЕВИДНОЕ И НЕВЕРОЯТНОЕ ЗАМЕТКИ О СОВРЕМЕННОЙ ФАНТАСТИКЕ В этот заголовок так и просится еще одно слово — «маловероятное». Но об этом речь ниже. Кажется, сегодня фантастику пишут все. Во всяком случае, авторы самых разных направлений. Одних привлекает полная свобода выбора героя: люди, нелюди, при шельцы, машины, роботы, киберы, андрои ды, «сгустки мозговой энергии», растения... Других манит возможность описать не только нашу Землю, но и другие миры. Третьих — полеты в прошлое, настоящее и будущее. Здесь необходимо помнить лишь одно незыблемое правило. Как в любом литературном произведений, в научной фантастике мы ищем прежде всего Чело века. Сейчас уже трудно всерьез воспри нимать рассказы или повести, целиком построенные на описании невероятных изобретений, либо «скачков» в иные миры. Не оторванный от времени и общества пер сонаж с таинственным прошлым, не супер мен, но Человек нового мира; не квази научные построения, но Наука, ее разви тие, ее влияние на вселенную и опять-таки на Человека — вот главное в современной фантастике. Ученые, космонавты неоднб- краіно выступали в печати, рассказывали о влиянии научной фантастики на выбор профессии. Не случайно фантастику назы вают «генератором идей». В восьмидесятых годах появилось нема ло. фантастических произведений: В. Крапи- вина, братьев Стругацких, С. Абрамова, есть интересные молодые имена. Как при ем, фантастику все шире использует и тра диционная, «нефантастическая» литера тура; тут можно назвать В. Каверина, В. Токареву, А. Житинского, Н. Думбад- зе, Ч. Айтматова, В. Шефнера... Однако возникает логичный вопрос: а где же подробные, обстоятельные, аргумен тированные разборы современной фантас тики? Я не имею в виду путеводитель-совет чик. Возьмем любой толстый или тонкий журнал, раскроем критические разделы. Часто ли там встречаются отклики на но винки научно-фантастического жанра? Увы, их почти неті Практически нет серьезных, обстоятельных статей и рецензий, где были бы представлены авторы, регулярно печа тающиеся в сборниках «Фантастика» (изд-во «Молодая гвардия») и «НФ» (изд-во «Знание»), в «Библиотеке советской фантастики» (изд-во «Молодая гвардия»), в журналах «Знание — сила», «Уральский следопыт». Редко когда встретишь рецен зию на первую книгу молодого фантаста, даже если она вышла в центральном изда тельстве массовым тиражом. Поэтому, естественно, на. виду может оказаться, мяг ко говоря, совсем «не то». Цель данной статьи — выявить наиболее характерные тенденции развития фантасти ки восьмидесятых годов как положитель ные, так и отрицательные, используя наибо лее показательные примеры. Роман Игоря Подколзина «Когда сфинкс засмеется» вышел в издательстве «Молодая гвардия» тиражом сто тысяч экземпляров (1983). Изумляет уже сама издательская анно тация, напечатанная на обратной стороне обложки, где И. Подколзин представлен «молодым прозаиком», однако одновре менно «автором; более 300 статей, репорта жей, повестей, рассказов, телесценариев...» Но, с одной стороны, если морская (кстати, совсем неплохая) повесть И. Подколзина встречается еще в «Мире приключений» за 1967 год, стало быть, автор не так уж мо лод. Впрочем, вопрос о «дяденьках в корот ких штанишках», как их остроумно назвала Лариса Васильева, решать не нам. С дру гой стороны, хочется все-таки узнать, сколь ко среди написанного И. Подколзиным рассказов и повестей и сколько всего ос тального, — существенный ведь момент. Но 151
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2