Сибирские огни, 1986, № 3
Когда я в назначенный день заранее при шел в гостиницу, Николай Константинович был уже готов, и мы, не заходя в номер, вышли на улицу. Стоял солнечный, теплый день. Пройти надо было всего три квартала. По дороге я не возобновлял просьбы об интервью. Но так, между прочим, стал за давать вопросы намеченной беседы. Ни колай Константинович был в хорошем наст роении, быстро разговорился и с удоволь ствием мне отвечал. Незаметно мы подошли к дому звуко записи, зашли в студию, сели. Я сказал Симонову, что сейчас подойдет исполнитель роли следователя (его играл заел. арт. Н. М. Коростынев), и мы начнем писать сцену. А потом вернулся к прерванной теме и продолжал его расспрашивать о Ново сибирске, о театре, Академгородке... Когда я уже все для себя выяснил, Ни колай Константинович случайно заметил за стеклом окошка внимательно слушающе го нас оператора. Он остановился в рас сказе, посмотрел на меня, потом шепотом спросил: — А что, микрофоны включены? Нас записывают? — Да, — сознался я. — Давно... Когда мы с Симоновым входили в сту дию, я дал оператору Леше условный сиг нал, он включил МЭЗ и весь наш разговор записал. — По-моему, беседа состоялась, —доба вил я. Симонов- помялся, ему было неловко, что его провели. — Вы только почистите, подрежьте пленку... — іВсе сделаем, Николай Константино вич. Все будет нормально, — ответил я. Потом мы начали записывать сцену из спектакля. Одну фразу за актера, игравше го Виктора Каренина, пришлось подчитать мне. Когда Николай Константинович дошел до знаменитого монолога Протасова: «Жи вут три человека: я, он, она...» — и начал его произносить, 'мне показалось, что мик рофоны не выдержат симоновского темпе рамента и разлетятся вдребезги. Я посмот рел на оператора, Леша успокаивающе кивнул головой: все в порядке. Прощаясь с Николаем Константиновичем, я поблагодарил его и сказал, когда он смо жет по радио послушать передачу. — А вы меня... здорово... — сказал он, крепко пожимая мне руку, потом, неожи данно оскалив белоснежные зубы, звонко рассмеялся. Передача получилась интересной и была отмечена в редакции на «красной доске»... Так я обманул великого артиста... — Актерское обаяние — либо оно есть, либо его нет. Его нельзя сыграть или соз дать гримом, — говорил нам художник- гример Александрийского театра А. Берсе нев, преподававший в институте основы сце нического грима.—Хотите знать, что такое актерское обаяние? Посмотрите на Николая Константиновича Симонова, — потом он де лал паузу, чтобы мы представили того в своем воображении, затем заключал: — Са мый обаятельный актер в нашей стране!' Хочу вспомнить еще об одном нашем ку мире— Н. К- Черкасов в ролях Ивана Грозного («Великий государь»), Лелио («Лгун»), Мичурина («Жизнь в цвету»), Варлаама («Борис Годунов») удивлял и восхищал мастерством перевоплощения. Его герои были такие разные, часто противо положные по своей сущности, интеллекту, темпераменту, жизненным целям. Стоит вспомнить его актерский диапазон в кино: Полежаев («Депутат Балтики») и Паганель («Дети капитана Гранта»), царевич Алексей («Петр Первый») и Иван Грозный в одно именном фильме С. Эйзенштейна, Билли Боне («Остров сокровищ») и Горький («Ленин, в 1918 году»). А его академик Павлов, Стасов, Попов, Александр Невский, Дон Кихот!.. — Актер на все роли!— говорили о Ни колае Константиновиче Черкасове в те годы. Продолжение следует ----------------------- \ 1
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2