Сибирские огни, 1986, № 3

раза, И кому-то эти элементы актерского мастерства давались больше, кому-то мень­ ше, но давались. Создать же характер в развитии, на про­ тяжении всей пьесы? Да еще такого слож­ ного драматурга, как Чехов? Держать сквозное действие образа на протяжении всей линии роли?,- Это было трудно, но интересно и заман­ чиво. Ведь молодым, начинающим работать всегда кажется, что они все могут, всего достигнут. Стоит только захотеть и начать работать. Но когда что-то не получалось, а это было довольно часто, становилось страшно. Многие не раз сомневались в се­ бе, в выборе профессии. И даже когда что- то удавалось, волнение не покидало нас. Ведь эта работа шла на диплом и по ней предстояло нас оценивать при выпуске. Ре­ зультат мог отразиться на приглашении в театры и распределение. А что греха таить, многие мечтали остаться после окончания института в Ленинграде... ...9-го мая 1945 года был понедельник, рабочий день. В шесть часов утра меня раз­ будило радио. В то время в Ленинграде еще сохранялась блокадная привычка: на случай объявления воздушной тревоги или экстренного сообщения репродуктор многи­ ми не выключался круглые сутки. Левитан читал приказ Верховного Главнокомандую­ щего о том, что сегодня в Берлине подписан акт о безоговорочной капитуляции гитле­ ровской Германии... Победа! Долгождан­ ная победа!.. Я быстро оделся и побежал в институт. В вестибюле все гудело и дрожало. Люди что-то кричали, махали руками, то тут, то там возникали песни... Большой группой мы отправились на пло­ щадь к Зимнему дворцу. По дороге незна­ комые люди поздравляли друг друга, обни­ мались, улыбались и плакали от перепол­ нявшего сердце счастья... Человеческой ра­ дости и ликованию не было предела. Собы­ тия и ощущения этого дня много раз уже описывались, и я не хочу повторяться. Скажу только одно — заниматься в инсти­ туте в этот день никто не мог... В эти торжественные майские дни мне посчастливилось присутствовать в театре имени Пушкина на вечере по случаю дня Победы. Как я туда попал? Да, наверное, как проникают без билета и приглашения на спектакли, концерты, вечера все студен­ ты во все времена, когда они этого очень хотят... Впечатление от концерта у меня оста­ лось на многие гбды. Александрийцы при­ гласили для участия в нем только двух, но в то время самых популярных эстрадных певцов. В первом отделении с оркестром выступала Клавдия Шульженко. Во вто­ ром — под аккомпанемент рояля пел вер­ нувшийся после долгой эмиграции Алек­ сандр Вертинский. Ликование народа-победителя, припод­ нятость настроения и то, что солисты вы­ ступали ’ перед своими товарищами по искусству, да еще на прославленной сце не Александрийского театра,—делали вы­ ступление артистов особо ответственным. А это были действительно большие ар­ тисты! И пели они вдохновенно, с полной отдачей, не жалея сил, пока их с большим трудом не отпускала аплодирующая ауди­ тория. А какие выразительные были у обоих руки! Как ими владел Вертинский в песне «Балерина» или Шульженко в «Синем платочке» и песне «Руки». Пели они без всяких микрофонов, но слышно их было в самом удаленном уголке четвертого яруса Александрийского театра... Когда шло второе отделение концерта и пел Вертинский, на сцене как-то неза­ метно появился народный артист СССР Ю. М. Юрьев. Очевидно, он не хотел уда­ ляться от певца и спуститься в зал,, а стал слушать Вертинского, присев на маленькую табуреточку у кулисы сцены. Вертинский пел о невозможности человека жить на чужбине, о стремлении его, где бы он ни оказался, туда, где он родился. Время от времени Юрьев доставал платок и вытирал, не обращая внимания на зрителей, навер­ тывающиеся слезы. Концерт подходил к концу. Вертинский спел последнюю песню, и на сцене появил­ ся, как всегда покоряя каждым своим дви­ жением публику, монументальный и сразу приковывающий к себе внимание народный артист Советского Союза Н. К- Черкасов. Немного «окая» и слегка в нос он сказал: — От великого русского народа вели­ кому русскому артисту большое спасибо!.. Потом сделал широкий русский поклон. Зал разразился овацией. Артист Александ­ ринки народный артист СССР А. Ф. Бори­ сов так аплодировал, что чуть не свалил­ ся из ложи бельэтажа прямо в партер. Его вовремя кто-то успел подхватить... Третий курс мы закончили показом двух актов пьесы Чехова «Дядя Ваня». Прини­ мали и оценили нас сдержанно: . никаких откровений и новаторства ни по линии актерской, ни по линии педагогически- режиссерской не было. Да и показывали мы половину работы... — Копаете вглубь? — говорили полушу­ тя-полусерьезно студенты других курсов. Быстро пролетели студенческие каникулы, которые я проводил у родителей в Ново­ сибирске, где после первого года само­ стоятельной жизни отъедался и отсыпался. «Отъедание» это было, конечно, своеоб­ разным: порой выкупишь хлеб по знаком­ ству вперед на три дня — хочется хоть раз наесться досыта, а потом два-три дня пьешь только суррогатный кофе с сахари­ ном в кафетерии. Мне захотелось побыть подольше дома, и я решил на неделю сверх каникул задержаться в Новосибирске. Ка­ ково было мое удивление, когда, вернув­ шись в ^Ленинград, я увидел на доске приказ по институту, где говорилось, что за опоздание на учебу без уважительной причины отчислить из института студента 4-го курса Орлова... Через трое суток, бессонных ночей, мук и хлопот меня восстановили. Но я на всю жизнь запомнил неписаное правило: в ак­ терском деле опоздание на работу — это неуважение к товарищам. А неявка без уважительной причины — предательство коллектива, в котором ты работаешь. В новом учебном году работа над дип­ 147 6*

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2