Сибирские огни, 1986, № 3
раза, И кому-то эти элементы актерского мастерства давались больше, кому-то мень ше, но давались. Создать же характер в развитии, на про тяжении всей пьесы? Да еще такого слож ного драматурга, как Чехов? Держать сквозное действие образа на протяжении всей линии роли?,- Это было трудно, но интересно и заман чиво. Ведь молодым, начинающим работать всегда кажется, что они все могут, всего достигнут. Стоит только захотеть и начать работать. Но когда что-то не получалось, а это было довольно часто, становилось страшно. Многие не раз сомневались в се бе, в выборе профессии. И даже когда что- то удавалось, волнение не покидало нас. Ведь эта работа шла на диплом и по ней предстояло нас оценивать при выпуске. Ре зультат мог отразиться на приглашении в театры и распределение. А что греха таить, многие мечтали остаться после окончания института в Ленинграде... ...9-го мая 1945 года был понедельник, рабочий день. В шесть часов утра меня раз будило радио. В то время в Ленинграде еще сохранялась блокадная привычка: на случай объявления воздушной тревоги или экстренного сообщения репродуктор многи ми не выключался круглые сутки. Левитан читал приказ Верховного Главнокомандую щего о том, что сегодня в Берлине подписан акт о безоговорочной капитуляции гитле ровской Германии... Победа! Долгождан ная победа!.. Я быстро оделся и побежал в институт. В вестибюле все гудело и дрожало. Люди что-то кричали, махали руками, то тут, то там возникали песни... Большой группой мы отправились на пло щадь к Зимнему дворцу. По дороге незна комые люди поздравляли друг друга, обни мались, улыбались и плакали от перепол нявшего сердце счастья... Человеческой ра дости и ликованию не было предела. Собы тия и ощущения этого дня много раз уже описывались, и я не хочу повторяться. Скажу только одно — заниматься в инсти туте в этот день никто не мог... В эти торжественные майские дни мне посчастливилось присутствовать в театре имени Пушкина на вечере по случаю дня Победы. Как я туда попал? Да, наверное, как проникают без билета и приглашения на спектакли, концерты, вечера все студен ты во все времена, когда они этого очень хотят... Впечатление от концерта у меня оста лось на многие гбды. Александрийцы при гласили для участия в нем только двух, но в то время самых популярных эстрадных певцов. В первом отделении с оркестром выступала Клавдия Шульженко. Во вто ром — под аккомпанемент рояля пел вер нувшийся после долгой эмиграции Алек сандр Вертинский. Ликование народа-победителя, припод нятость настроения и то, что солисты вы ступали ’ перед своими товарищами по искусству, да еще на прославленной сце не Александрийского театра,—делали вы ступление артистов особо ответственным. А это были действительно большие ар тисты! И пели они вдохновенно, с полной отдачей, не жалея сил, пока их с большим трудом не отпускала аплодирующая ауди тория. А какие выразительные были у обоих руки! Как ими владел Вертинский в песне «Балерина» или Шульженко в «Синем платочке» и песне «Руки». Пели они без всяких микрофонов, но слышно их было в самом удаленном уголке четвертого яруса Александрийского театра... Когда шло второе отделение концерта и пел Вертинский, на сцене как-то неза метно появился народный артист СССР Ю. М. Юрьев. Очевидно, он не хотел уда ляться от певца и спуститься в зал,, а стал слушать Вертинского, присев на маленькую табуреточку у кулисы сцены. Вертинский пел о невозможности человека жить на чужбине, о стремлении его, где бы он ни оказался, туда, где он родился. Время от времени Юрьев доставал платок и вытирал, не обращая внимания на зрителей, навер тывающиеся слезы. Концерт подходил к концу. Вертинский спел последнюю песню, и на сцене появил ся, как всегда покоряя каждым своим дви жением публику, монументальный и сразу приковывающий к себе внимание народный артист Советского Союза Н. К- Черкасов. Немного «окая» и слегка в нос он сказал: — От великого русского народа вели кому русскому артисту большое спасибо!.. Потом сделал широкий русский поклон. Зал разразился овацией. Артист Александ ринки народный артист СССР А. Ф. Бори сов так аплодировал, что чуть не свалил ся из ложи бельэтажа прямо в партер. Его вовремя кто-то успел подхватить... Третий курс мы закончили показом двух актов пьесы Чехова «Дядя Ваня». Прини мали и оценили нас сдержанно: . никаких откровений и новаторства ни по линии актерской, ни по линии педагогически- режиссерской не было. Да и показывали мы половину работы... — Копаете вглубь? — говорили полушу тя-полусерьезно студенты других курсов. Быстро пролетели студенческие каникулы, которые я проводил у родителей в Ново сибирске, где после первого года само стоятельной жизни отъедался и отсыпался. «Отъедание» это было, конечно, своеоб разным: порой выкупишь хлеб по знаком ству вперед на три дня — хочется хоть раз наесться досыта, а потом два-три дня пьешь только суррогатный кофе с сахари ном в кафетерии. Мне захотелось побыть подольше дома, и я решил на неделю сверх каникул задержаться в Новосибирске. Ка ково было мое удивление, когда, вернув шись в ^Ленинград, я увидел на доске приказ по институту, где говорилось, что за опоздание на учебу без уважительной причины отчислить из института студента 4-го курса Орлова... Через трое суток, бессонных ночей, мук и хлопот меня восстановили. Но я на всю жизнь запомнил неписаное правило: в ак терском деле опоздание на работу — это неуважение к товарищам. А неявка без уважительной причины — предательство коллектива, в котором ты работаешь. В новом учебном году работа над дип 147 6*
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2