Сибирские огни, 1986, № 3

Историю западной литературы вела у нас Л. А. Левбарг. Историю западного театра — Е. Л. Финкельштеин, автор многочисленных книг и очерков по зарубежному театру. Елена Львовна после лекции обычно задерживалась и в разговоре со студента­ ми часто делала такой педагогический ход. — Вы еще не читали «Жана Кристофа» Ромена Роллана? — с интересом и тревогой спрашивала она кого-нибудь из студентов. — Нет...— виновато отвечал тот. Какой вы счастливый человек,—воск­ лицала она с завистью,— вам еще пред­ стоит такая радостная встреча!.. Историю русского театра читал И. И. Шнейдерман. В то время специальных учеб­ ников для театральных вузов почти не было. По русскому театру, например, только вышла из печати, на правах ру­ кописи, в нескольких экземплярах, книга нашего зав. кафедрой истории русского и советского искусства, доктора искусство­ ведения С. С. Данилова — «Очерки по ис­ тории русского драматического искусства». Единственный экземпляр ее, имевшийся в библиотеке, особенно перед экзаменами, студенту буквально разрывали на части. И. И. Шнейдерман, понимая наш инте­ рес к истории театра, особенно периода 20-х годов (время активных режиссерских экспериментов, поисков, открытий), часто читал лекции, отступая от программы. Уже позже, в Ленинграде, историю рус­ ской литературы с совершенным знанием дела, очень интересно читал В. В. Успен­ ский, брат знаменитого писателя Николая Успенского. На его лекции часто приходи­ ли студенты с других актерских и театро­ ведческих курсов. Будучи очень рассеян­ ным, В. В. Успенский часто попадал в не­ лепые ситуации. Заходя в трамвай, он снимал галоши, думая, что вошел в поме­ щение. И студенты, уважая и любя его, часто тайно провожали педагога до дома. Но, пожалуй, самой яркой личностью был искусствовед Иван Иванович Соллер- тинский. Вел он курс истории русской му­ зыки, хотя эрудиция и талант позволяли ему свободно размышлять о любой области искусства. Говорили, что стоило ему однажды что-либо прочитать в книге, и он запоми­ нал это навсегда. Мы, студенты, жалели, что не владеем стенографией, чтобы запи­ сывать его феерически развивающиеся мыс­ ли и образы дословно. Входил он обычно в аудиторию стреми­ тельно, коротко здоровался и объявлял: — Сегодня поговорим о творчестве Глин­ ки... — Иван Иванович, о Глинке вы нам читали несколько лекций и на прошлом занятии сказали, что эту тему закончили,— напоминали мы. — Простите,—на секунду задерживался оратор,— это какой курс? — Второй, курс Жуковского... — Ах, да... Извините. Сегодня я расска­ жу вам о творчестве Даргомыжского, по­ говорим о правде в звуках. И начинал! Да как! Трудно было пред­ ставить, что за секунды, без всякой под­ готовки, лектор переключался на другую тему. Создавалось впечатление, что он мо­ жет прочесть любую лекцию в любой мо­ мент. Он обладал фантастическими позна­ ниями не только в области музыки и опер­ ного искусства, но всесторонне и глубоко знал балет, русский и западный театр, литературу, живопись, скульптуру... Неко­ торым из нас с большим трудом давался французский язык, а он владел 26-ю иност­ ранными языками и десятками диалектов. Он никогда не имел ни конспектов, ни тезисов выступлений, поэтому, к сожале­ нию, очень редко выступал со вступитель­ ным словом перед симфоническими концер­ тами оркестра Мравинского, транслировав­ шимися по радио. Текст выступления надо было представлять заранее, а этого он де- лать не любил и не хотел. Его энциклопедические знания нас оше­ ломляли. Порой мы чувствовали себя жал­ кими пигмеями перед этим титаном челове­ ческих знаний. Но мы были счастливы, что художественный руководитель Ленинград­ ской филармонии (которому, кстати, не бы­ ло и сорока) ведет в институте курс истории музыки, и были рады каждой встрече с ним. — Иван Иванович, вы бы написали кни­ гу... О музыке, о театре, — однажды пред­ ложили мы. — Еще рано, вот будет за пятьдесят, тог­ да, — нервно и стыдливо улыбаясь, ответил он. Иван Иванович не любил, когда в раз­ говоре затрагивали его личность, его эру­ дицию. Однажды утром мы ждали Соллертин- ского на лекцию. Преподаватель задержи­ вался. Прошло много времени, но мы не расходились, потому что дорожили каждой встречей с ним. Потом кто-то пришел из учебной части и сообщил, что лекции не будет... Иван Иванович скоропостижно скончался. Похоронили его в морозный фев­ ральский день на Заельцовском кладбище в Новосибирске. Картина была бы не полной, если бы я не вспомнил еще двух педагогов, с кото­ рыми встретился, уже продолжая учебу в Ленинграде. Они помогли мне стать акте­ ром и повлияли на мою педагогическую и актерскую деятельность. Это преподаватель по танцу X. X. Кристерсон и по сценическо­ му движению — И. Э. Кох. Христиан Христианович был человеком большой культуры. Блестяще знал класси­ ческий, характерный, историко-бытовой та­ нец. Был знаком с современными западными танцами. И при этом великолепно разби­ рался в драматическом искусстве. Кристерсон ставил перед нами неразрыв­ но связанные между собою задачи: на­ учиться владеть своим телом, т. е. подгото­ вить физический аппарат для работы на сцене, воспитать пластическую выразитель­ ность, ритмичность, и развить исполнитель­ ские танцевальные навыки, чрезвычайно необходимые, как считал Станиславский, для актера драматического театра. Как-то на одном из занятий по танцу у мужчин что-то не получалось. Мешала скованность, физический зажим, свойствен­ ный в этом возрасте. Девушки обычно бо­ лее пластичны. — Смотрите, — сказал он,— сейчас я бу­ ду танцевать мазурку. Танец, в котором принимает участие все тело, все мышцы. Буду совершенно свободен, раскрепощен, при этом набью трубку табаком и закурю. А надо сказать, что было ему тогда око­ 143

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2