Сибирские огни, 1986, № 3
шением к материалу — я был обязан ей. Но, увидев мое упорное желание учиться, обещала помочь. Вот так всегда бывает в жизни, доби ваешься, стремишься к чему-то новому, а когда подойдешь к нему — жалко рас ставаться со старым. Я уже полюбил дик торскую профессию. Мне было интересно читать корреспонденции с фронта, очерки о передовых людях. А последние извес тия? Ведь о них диктор узнает одним из первыхі.. Однажды мне доверили читать приказ Верховного Главнокомандующего... Конечно, я делал это, стараясь подражать непревзойденному до сих пор Ю. Леви тану. Случались и курьезы, и драматические ситуации. Дисциплина на студии тогда была край не строгая, я бы даже сказал, жесткая: каждая оговорка — брак, вялость чтения — замечание, неправильное произношение фа милии, пауза в эфире по вине диктора — выговор. И вот, помню, сидим мы с одной из дик торов у микрофона в ожидании начала пе редачи. Разговариваем. Она предлагает купить фетровую шляпу, оставшуюся пос ле гибели мужа на фронте. Я шляпы тог да не носил, но поинтересовался: какая, сколько стоит? Неожиданный телефон ный звонок из аппаратной, какой-то воп рос по работе. Я ответил, кладу, не гля дя, трубку, а сам продолжаю разговор. Трубка соскальзывает с рычага, я водво ряю ее на место. Во время падения труб ка задела джек и включила микрофон. И вот кусочек «шляпного» разговора про сочился в эфир. Что нам за эту беседу бы ло! Немало досаждали и знакомые, слы шавшие «передачу». — Ну, как,— многозначительно говори ли они вместо приветствия, — дело в шляпе?.. Были случаи, когда я получал не толь ко выговоры, но и благодарности. Однаж ды морозным зимним днем иду по Крас ному проспекту. Смотрю, у Дома Лени на — огромная толпа, пожарные машины, милиция. А над зданием клубится черно белый дым. Пробираюсь сквозь толпу, но к зданию никого близко не подпускают. Вспоминаю, что у меня в кармане диктор ский пропуск. Предъявляю его. Вбегаю в помещение, а там одни пожарные ло мают стену, другие поливают водой иду щий из дымохода дым. Работники всех редакций радио собирают воду тряпками с пола в ведра. Меня буквально за шиворот хватает за ведующий сектором выпуска, сует в руки какой-то газетный очерк о фронтовой жиз ни и, не дав опомниться, со словами: «Эфир молчит, идите срочно читайте!» — толкает вверх на четвертый этаж, в сту дию. На ходу раздеваюсь, заглядываю в материал. Батюшки! Два больших га зетных подвала. Читать без подготовки, да же не зная о чем?! Читал я этот материал минут сорок. И странно, ни разу не оговорился, не сбил ся. Помню, был настолько собранным, со средоточенным, что только раза два по думал во время чтения: «Горит? Или уже погасили?» 142 Работа на радио дала мне многое. И какие-то профессиональные навыки и свойства характера, которые, как я по нял позже, тоже крайне необходимы ак теру. Нередко поручали читать художест венный материал. Иногда главный режис сер В. Лебедев давал небольшие роли в радиопостановках. В студии я часто встречался с актерами Ленинградского театра им. Пушкина, коллектив которого работал в Новосибирске, с актерами фи лармонии, эстрады. Вел концерты Ленин градского симфонического оркестра под руководством Е. Мравинского... На мое заявление: «Прошу уволить в связи с уходом на учебу» последовала категорическая резолюция «Отказать». Я не знал, что делать. Но уволиться мне помогла В. А. Вольская. С моего согласия, она начала устно и письменно подавать на меня докладные: о моем небрежном отношении к своим обязанностям, о моих оговорках во время чтения... Уж и не помню, что она на меня еще наговаривала. В общем, когда я читал приказ об уволь нении, мне было и приятно — открывалась дорога в институт, и обидно — ведь при чины увольнения были фиктивными. Покидая стены Дома Ленина, думал ли я, что впоследствии вернусь в этот дом и проработаю в нем тридцать с лишним лет — актером и режиссером Новосибир ского ТЮЗа. Что я еще вернусь и на ра дио, где буду работать по совместитель ству режиссером детской редакции... 2 В ноябре сорок третьего огромное зда ние строящегося театра оперы и балета, кроме фондов Третьяковской галереи, хра нившихся здесь в войну, приняло и пере ехавший из Томска Ленинградский теат ральный институт. В Новосибирске в то время работали: Ленинградский театр драмы им. Пушкина, Новый ТЮЗ, Белорусский еврейский театр драмы, Ленинградская филармония с сим фоническим оркестром под руководством Е. Мравинского, Эстрада. До отъезда в Куз басс некоторое время работал Новосибир ский ТЮЗ. Институт с переездом в город на Оби получил необходимую театральную среду, а главное — богатые преподаватель ские кадры, особенно по профилирующим предметам. Новый набор студентов позволил сфор мировать из сибиряков две группы актер ского факультета, которые возглавили профессор Б. В. Зон и Е. Д. Головинская. Был набран первый курс театроведческого факультета. Как было оговорено, меня зачислили на второй курс, который вела старший преподаватель А. И. Авербух. А вскоре возглавил нашу мастерскую ар тист театра им. Пушкина, нар. арт. РСФСР, профессор Б. Е. Жуковский. Вообще, с педагогами нам в то время повезло. Люди, о которых пойдет речь ниже, дали нам не только знания в области литературы и искусства, но, может быть, самое главное — привили любовь к театру, научили понимать и уважать творческий процесс.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2