Сибирские огни, 1986, № 3
В своих зарисовках о людях театра— я не претендую на глубокий и всесторон ний анализ их творчества. Просто хочет ся поделиться тем, что действительно ви дел и чему был свидетелем. Рассказать о том, что может быть пока неизвестно, а впоследствии забыто... 1 В театральной практике (а может быть, не только в ней) для успеха важны три фактора: т алант , р а б о т о с п о с о б н о с т ь и случай. Должен сразу сказать, что мне в жизни чаще везло. Если я что-то задумывал, а потом предпринимал, это почти всегда исполнялось. А если что-то не удавалось, то я заранее чувствовал неудачу и поэто му внутренне бы готов к ней... Осенний день 1943-го года. Я работал тогда диктором на Новосибирском радио. Но втайне от сослуживцев, а тем более от дирекции, уже подал заявление и прошел первый тур экзаменов в Ленинградский театральный институт, который 'в то вре мя, находясь в эвакуации в Сибири, пере ехал из Томска в Новосибирск. Итак, на радио шло очередное дежурст во: я вел концерты, читал корреспонден ции. Кто-то из моих коллег в этот день, очевидно, заметив мое необычное поведе ние, спросил: «Что с вами, Витя? Волну етесь, о чем-то думаете? Дома что-ни будь?..» Я не помню, что ответил. Но для волнений была причина: длился четвертый час второго тура экзамена в институт, а дежурство все тянется, тянется... Объявив по* радио: «Слушайте трансля цию из Москвы», я повернул джек, выклю чающий микрофон, и выбежал из студии. Проскочил этаж, где в секторе выпуска дрлжен был заполнить журнал и распи саться, и выбежал из здания радиокоми тета. Он тогда находился в помещении Дома Ленина. Минуя Красный проспект, прямым ходом устремился к оперному те атру. Здесь, в левом крыле фойе, должен был идти второй и последний тур экзамена... И... о, ужас! Мне навстречу идет боль шая группа студентов старших курсов (они всегда и во все времена активные участ ники приемных экзаменов) во главе с ху дожественным руководителем института, профессором Елизаветой Дмитриевной Го ловинской. Я робко прижался к квадрат ной колонне, ища какую-нибудь опору. — Что же вы... Орлов, опоздали?.. Эк замены уже закончились,— услышал я стро гий голос. — Задержался на работе,— робко и с удивлением пролепетал я. Меня удивило, что помнят мою фамилию. Головинская посмотрела на окружающих. — Ну, что же, послушаем дополнитель но, поступающего...— То ли предложила, то ли спросила она у присутствуюущих. Только тут я заметил, что среди людей, которые окружили меня и прижали к ко лонне, стоят и педагоги, которых и от страха сразу не заметил. Все направились в полукруглую комнату, где сейчас находится музей театра. Я жалко ковылял следом. —-Та-ак...— сказала профессор, когда все расселись по местам, а я стал в центре комнаты. Она закурила махорочную ци гарку^ и достала кусочек сахара из же лезной коробочки. Как я потом узнал, эта привычка курить и сосать сахар сохрани лась у нее до конца войны. — Так,— повторила она.— Где вы роди лись? — В Сибири... город Анжеро-Судженск. — Родители кто у вас? — Отец — инженер-электрик, мать — учительница начальных классов. — Расскажите свою биографию... Биографию? Вот этого я никак не ожи дал... Благо биография моя была самая короткая в мире. Когда я вступал в ком сомол, она уложилась в маленький абзац, написанный крупным почерком на четвер ти странички, сводилась к нескольким да там и глаголам: родился, поступил, учил ся, окончил... — Что вы будете читать? — «Две собаки» Крылова, «Шуточку» Чехова и монолог Бориса Годунова...— быстро проговорил я. Наступила томительная пауза. Я не знал, можно ли начинать. А если начинать, то с чего?.. — Та-ак!.. — снова и неожиданно про скрипело в воздухе,— Ну, что ж, товари щи, по-моему, все ясно. Мы его уже слу шали... Вы свободны. — То есть... как?—тихо спросил я. — Вы приняты. Я воспринял это как шутку профессора. А голос у нее, действительно, скрипучий. Наверное, много курит... и сахар сосет... — Вы приняты,— повторила она, улыба ясь, видя мое недоумение и огорчение. Я, наконец, пришел в себя. — Но я подавал заявление,— уже осме лел я,—с просьбой принять меня на вто рой курс... Тогда я еще не знал, что первый курс набирает Головинская и что мое желание быстрее закончить институт, а главное — заниматься вместе с Ниной Мамаевой, с которой я с четвертого класса учился в школе, ходил в драматический кружок,-г- могло прозвучать вызовом профессору. — Я это знаю,—1сказала она и снова улыбнулась.— До свидания. Я принят! Я — студент театрального ин ститута!.. Дома этой новости обрадова лись, так как привыкли к этой мысли и уже разделяли мою мечту — стать акте ром. Но на работе?.. Там меня ожидали сложности. Я был единственным дикто- ром-мужчиной, и уволиться было нелег ко — время было военное. Первой, кому я поведал о своем радост ном, но сложном положении, была глав ный диктор радио Вера Александровна Вольская. Сначала она расстроилась. И было из-за чего, ведь она занималась со мной. Первым урокам дикции, логике построения фразы, умению читать с отно- 141
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2