Сибирские огни, 1986, № 3

ИСКУССТВО Виктор ОРЛОВ ТЕАТРАЛЬНЫЕ МЕМУАРЫ Более 35 лет жизни и творчества заслуженного артиста РСФСР, режиссера и педа­ гога Виктора Сергеевича Орлова (1924—1985 гг.) были отданы Новосибирску и ново­ сибирцам. Выпускник Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии, затем — актер Ленинградского ТЮЗа, с 1548 года В. С. Орлов ра­ ботает в Новосибирском театре юного зрителя, где за 30 лет им сыграно 110 ролей, в основном героико-романтического плана. Это — Гастелло («Гастелло»), Аркадий 1айдар («Всадник, скачущий впереди»), разведчик Кузнецов («Сильные духом»), старшина Басков (<А зори здесь тихие»). Яркие образы созданы им в классических постановках: Меркуцио («Ромео и Джульетта»), Обломов («Обломов»), Фальстаф (<Виндзорские насмешницы») и другие. Здесь же, в 1ЮЗе В. Орловым поставлено 30 спектаклей. В их числе: «Мальчишки из Гаваны», «Красные дьяволята», «А зори здесь тихие», «Любовь необъяснимая» (дип­ лом 1 степени Министерства культуры СССР и ВТО на фестивале драматургии и теат­ рального искусства НРБ). Запоминающимся событием в театральной жизни города'стали спектакли по инсце­ нировкам В. Орлова — «Приключения Чиполлино», «Волшебник изумрудного города», «Хвилипп Первый» и другие. С 1578 года В. С. Орлов был одним из ведущих актеров «Красного факела». О чевидно, я никогда бы не взялся за воспоминания и не написал бы ни строчки, если бы не одно полученное мною письмо. В нем говорилось: «В насто­ ящее время мы разрабатываем проблему «История советской интеллигенции Сиби­ ри». Мы бы хотели обратиться к вам с просьбой принять участие в этом нуж­ ном не только для нас, но и для будущего поколения деле. В театральную жизнь на­ шего города интеллигенция Новосибирско­ го ТЮЗа внесла огромный вклад, который не должен быть незаслуженно забыт. Нас интересуют как факты вашей индивиду­ альной биографии, так и их «историчес­ кий фон», интересуют большж и ма­ лые события, участником или свидетелем которых вы были, интересует все, что со­ хранила ваша память...» На конверте, рядом с театральной мас­ кой, стоял внушительный Штамп отправи­ теля: «Сибирское отделение Академии на­ ук СССР. Институт истории, филологии и философии». Я тут же достал театральные фотогра­ фии разных лет, сохранившиеся письма, 140 записи. Стал просматривать, перечиты­ вать. В одном из писем натолкнулся на| такие строчки: «Сделать нужно еще очень и очень много. Ну, да беда не велика. Вам останется самое интересное, и вы, моло­ дые, сделаете это все значительно интерес­ нее, чем сделали бы мы, старики...» Это было письмо моего педагога по мастерст­ ву, народного артиста РСФСР, профессо­ ра Леонида Федоровича Макарьева. Я подумал: «Мне перевалило за пять­ десят, за плечами солидный стаж работы. А ведь в этом возрасте и положении мно­ гие начинают писать мемуары.» И я сел за стол. Но моего вдохновения хватило всего на три странички. Они пролежали в столе полтора года, прежде чем я снова вернулся к новому для меня делу. Очевидно, затянувшаяся пауза произо­ шла не только потому, что я часто был перегружен работой в театре и училище. Наверное, понадобилось время, чтобы вос­ становить в памяти события, факты, лю­ дей, с которыми свела меня судьба на бо­ лее чем тридцатилетием пути актера, ре­ жиссера и педагога...

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2