Сибирские огни, 1986, № 3
невнимания к человеку, из-за экономии на человеке. Как отмечает академик Т. И. Заславская, «экономия на непроизводствен ной сфере порождает отрицательные со циальные процессы и в конечном счете оборачивается большими убытками в сфере производственной»1. Кто, как не советы народных избранников, должны положить конец недальновидной, экономически и со циально безграмотной политике иных пла новиков и хозяйственников! Именно Советы, поскольку они, как записано в статье 93 Конституции СССР, «непосредственно и че рез создаваемые ими органы руководят всеми отраслями государственного, хозяй ственного и социально-культурного строи тельства». Как могло случиться такое, что «органы» и организации, созданные для решения конкретных, частных задач, подчиненных общему направлению социально-экономи ческого развития, стали определять в нем все и вся? Почему ведомственность и «моно функциональность», . словно ржа, подтачи вают ценнейший социальный «материал»? Вопрос весьма сложный, очевидно лишь одно: этому способствовало широко рас пространившееся убеждение, что первым делом самолеты, заводы, планы, проценты, премии, ну а девушки, дети, старики и сами эти работники — потом... За процентом перестали видеть человека, за сиюминутным успехом — долговременную перспективу. Подобный подход неразумен при любой кадровой ситуации, а тем более в современ ных условиях, при острейшем дефиците трудовых ресурсов, когда «рубль, вложен ный в улучшение жилья и развитие общест венного обслуживания, способен принести большую отдачу, чем рубль, вложенный в дальнейшее улучшение материально-тех нической базы безотносительно к условиям жизни работникѣ» * Подтесово вправе ожидать, большей под держки от городской власти! Как видим, Лесосибирск начинает откликаться на нуж ды поселка, но опять же лишь на самые злободневные и очевидные. Однако челове ку нужны не только крыша и стены. Более того, в социальном плане становится опасным, когда человеку предоставляется т о л ь к о крыша и стены. Тогда квартира поневоле превращается в с о ц и а л ь н у ю нишу. Медики, говоря о здоровье людей, выделя ют особый социально-экономический меха низм— систему жизнеобеспечения (СЖО). «СЖО может быть выделена по критерию самого главного социального назначения (цели). Такой целью является организация жизнедеятельности, основ воспроизводства здоровья населения, обеспечивающего вы полнение производственно-экономических задач, поддержание и развитие определен ного уровня производительных сил в пре делах данной территории»3. Речь, видимо, должна идти не только о физическом здо ровье населения, но и духовном, социаль ном, а потому система жизнеобеспечения включает в себя не только материальные, 1 Цит по: А. Аганбегян. 3. Ибрагимова. Си бирь на рубеже веков. М„ Советская Россия. 1984. с. 133. 2 Там же, с. 129. * Казначеев В. П. Очерки теории и практики экологии человека. М., «Наука», 1963, с. 122. вещные элементы инфраструктуры (удоб ные квартиры, больницы, театры, дороги, зеленые насаждения, транспорт, магазины, дома быта и т. д.). СЖО должна Давать возможность каждому включиться в об щественную жизнь поселения во всех ее проявлениях и аспектах, выполнять со циальные функции. Лозунг «Каждому чело веку — активную жизненную позицию!» об ретает в этих условиях конкретный смысл и реальное наполнение. Из Подтесово уез жают не только потому, что нет квартир. Уезжают рт бездуховности, от скуки, от сонного существования в «тихом затоне». Социологические исследования шоказывают, что категория людей, активно участвующих в общественной жизни, менее подвержена текучести, да и работают эти люди более производительно1. Ратуя за стирание граней между горо дом и деревней (в Подтесово этот про цесс еще далеко не закончен), следовало бы помнить и об этой «нематериальной» части системы жизнеобеспечения. Пока же городская и сельская среда предоставля ют человеку далеко не равные возможнос ти для общественно-политической актив ности: лишь около 12% сельского населе ния выполняют то или иное общественное поручение, в городе только около 22% на селения не участвуют в общественной работе1 2. Однако нельзя думать, будто само по себе повышение активности способно ком пенсировать недостаточное развитие дру гих подструктур СЖО. «Нормальное и здо ровое развитие города возможно лишь при его комплексном социальном развитии, под которым мы понимаем обеспечение соответствия друг другу подструктур го рода, пропорционального развития сфер жизни, равномерного развития всех трудо вых коллективов»3. Работа в этом направ лении предстоит огромная. Даже Красно ярец, крупный промышленный и культур ный центр, столица богатейшего края, по обеспеченности объектами культурно - бы тового назначения в расчете на одного жи теля в 2—2,5 раза отстает от норматив ных показателей, а обеспеченность жиль ем составляет 82,5% от среднесоюзного показателя. Будем реалистами. На все нужны день ги, на социальное здоровье и социальное благоустройство тоже. Но дело в том, что мы все равно тратим огромные средства — если не на строительство, то на покрытие последствий того, что построили не вовре мя, не там, не так, с низким качеством. Мы до сих пор не научились считать и рас считывать наперед. Если бы умело, со зна нием дела и перспективы, распорядиться теми немалыми средствами, что в разные годы отпускались поселку — мы бы имели второй Дивногорск (речь идет не о разме рах, конечно). И ведь есть примеры. Взять поселок Самуськи, что под Томском. Та кой же судоремонтный завод, такие же кадры, много схожих проблем. Но посе лок успешно строит, причем не безликие 1 Социальное проектирование, М., Наука, 1983. с. 130. 2 Там же, с. 176. 8 Там же, с. 17©-. 119
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2