Сибирские огни, 1986, № 3
часто посещают клубные учреждения (1 раз в месяц и чаще) лишь 29 % горожан. В ра боте самодеятельных кружков, коллекти вов, объединений участвует только 14 % молодежи в возрасте до 25 лет *. Вовсе нет необходимости в том, чтобы все молодые люди пели в хоре или снима ли любительские фильмы. Пусть каждый найдет себе увлечение по душе, только как раз все дело в том, что чем меньше посе ление, тем труднее это сделать самостоя тельно, вне организационных форм культур ного досуга. Сказывается неразвитость «ду ховно-идеологической структуры» (термин Ф. С. Файзуллина 1 2) поселка. Старые формы времяпровождения уже не удовлетворяют молодежь, новые еще не сложились, не наш ли адекватных организационных форм. Вот и наблюдаешь такую картину: в летней кухне, осушив несколько бутылок розового крепкого, отдыхают питоки. Один упал головой на стол, лицом в тарелку, другой свалился на пол ничком. Спят, и горя им мало, а кассетный магнитофон, надрываясь, выводит «Феличиту». Кроме «Романтики», у младшего брата имеются и другие вещи длительного пользования, например, мотороллер, прав да, неисправный, как и магнитола. Был мотоцикл, но его забрали в милицию за нарушение братом правил движения. Конечно, его можно вызволить оттуда, но до него ли? Снявши голову, по волосам не плачут. Мотоцикл есть фактически у каждого хозяина. Вещь практичная и удобная — с точки зрения тех, кто ездит, конечно. Велосипед стал редкостью. Думаю, появись кто-нибудь на нем, насмешек было бы не меньше, чем если бы он оседлал корову. С бензином проблем никаких. Нет ни бензоколонок, ни талонов, а все ездйт, куда надо и сколько надо. Зато «скорую по мощь» иной раз не дождешься: выехать не может, нет горючего. Все большее место в жизни посельчан занимает автомобиль, особенно у капитанов и особенно зимой. Дело не только в увели чении числа машин. У людей появилось заделье. —- Ты куда? — В гараж. — Где был? — В гараже. — Ты откуда? — Из гаража. На весь понедельник хватает разговоров, кто куда ездил и кто на кого наехал. Прав да, по отчетам Подтесово считается посел ком образцовой дисциплины. Автомобиль приблизил Подтесово к «боль шой земле». Полчаса —ты в Енисейске, а там сорок минут на самолете до Красно ярска. Хуже дело весной да осенью, в ле достав да в ледоход. Стараются, чтобы паром работал подольше, но все равно в ноябре-декабре и в апреле-мае поселок отрезан от внешнего мира. А тут как раз 1 Капелюш я. С., Гордон Л. А., Сазонов В. В Федотова Л. Н. Культурное обслуживание в не большом городе. В кн.: Труд, быт, отдых, с. 104 106. 2 Файзуллин Ф. С. Социологические проблемы города, изд-во Саратовского университета, 1981 С. 90—94. ’ 118 отпускники, студенты-заочники. Летает самолетик, крутится, как челнок, но очередь не убывает. Столько сил и нервов отрывает одна поездка-, что в другой раз не поедешь. На многих эта оторванность от «материка» действует очень остро, вплоть до того, что люди уезжают насовсем. Ну, а зимой красота. Выходишь из само лета в Енисейске — тебя уже встречает зять с машиной, правда, пока еще не на своей, договорился с кем-нибудь из капи танов. Но автомашина не только приближает, но и отдаляет, отрывает. От семьи (знать бы женщинам, какую беду в дом пускают!), от общества... Да-да, от общества, правда, в данном случае я имею в виду поселок, его общество. Воскресенье. Мороз и солнце, снег чудесный. Полпоселка движется с лы жами на плечах в сторону горы Камня. «С нами, с нами!» — кричат женщины про езжающим «Жигулям». Водитель остано вится, приоткроет дверцу: «Вы уж там и за нас покатайтесь», посмотрит вслед лыжни кам с завистью, вздохнет и... поедет дальше. Не подтверждается и широко распрост раненное мнение, будто машина от выпивки отлучает. Наоборот, на машине и в мага зин легче сгонять, и к товарищу заехать, я уж не говорю о гаражах, ставших тем, чем раньше чайная была. Никто не мешает выпившему и за руль сесть. По-разному ведут себя жены, одни че стят мужиков, клянут их работу, заработки, машины, их отпуска -и отгулы, других пока еще тешит возможность жить королевой, ездить в «Жигулях», покупать ковры и шубы, не считать сто рублей за деньги, третьи несут свой крест покорно и молча, уходя, как в монастырь, в детей, и втайне мечтая о лете, когда муж в плаванье. 6 — А что ты хочешь? — говорит мой «го родской» брат, с которым я делюсь своими мыслями.— Все идет, как и должно идти. Вот, может быть, потом, лет через трид цать-сорок... Он приехал на выходные из Красноярска, и мы строим с ним на задах нашего двора баню: отец совсем обезножел, до заводской далеко, а к соседям каждый раз не пойдешь. — Нет,— возражаю я,—если мы не пой мем сейчас, что важно заниматься не толь ко строительством домов, но и строительст вом жизни, то через сорок лет мы породим новые, еще более сложные проблемы. — А кто должен заниматься строитель ством жизни? Действительно, кто? С кого спрашивать за благоустройство поселка, причем не только в жилищно-коммунальном плане? С министерства? Но у него свои, очень важные и ответственные задачи по перевоз ке грузов. С органов на местах? Но у них ни власти, ни денег. Нет и представления о том, как развиваться поселку. — Как кто? — отвечаю.—Мы все. А точ нее — советская власть. — Поссовет, что ли? — Советская власть не только поссовет. Все больше убеждаюсь в том, что пробле мы поселка возникли в основном из-за
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2