Сибирские огни, 1986, № 3
казс. Смеркалось, синело, обволакивало ды мом. Прихвативший нас автобус профи лактория, пятясь от железного загона, на ехал на деревце-кустик, подмял его под себя. Я оглянулся. Кустик, помятый, обод ранный, все же поднялся, выстоял... Высто ит ли братишка? Дорога в ЛТП знакома уже немалому числу подтесовцев. Только за шесть меся цев 1984 года поселок отправил на лечение 12 человек. А проку? «Отсидевший» два- три года возвращается в ту же среду, к дружкам и собутыльникам, и снова пьет, только теперь уже осознанно и зло, словно отстаивая последнюю пядь; «Я пью— сле довательно, существую!» В струнный оркестр затянул меня Сере га. Его старший брат Рудька (Рудольф, в честь острова в Северном Ледовитом океане) был известным в поселке музыкан том, ни одно сколь-либо важное событие не обходилось без него. Дали мне в оркест ре балалайку-секунду, объяснили, где что нажимать и когда бить по струнам: «При ма играет «ис», а ты за ним — «та-та», прима — «ис», и ты «та-та»... Ис-та-та, ис- тата, ис-та-та...». Для меня до сих пор «Светит месяц» вот как звучит: Све-та-та-та ме-та-та-та. све-та-та-та я-та-та-та, све-та-та-та по-та-та-та-я-та-та-та луна-та-та-та... А в качестве поощрения дали нам вход ные билеты на концерт. Вы не знаете, что ѵ такое концерт в подтесовском ДК, где-ни будь в году пятьдесят пятом? Это столпо творение, ажиотаж, аншлаг; на них ходи ли семьями, до сих пор это помню и до сих пор удивляюсь: мать с отцом одеваются в чистое и нарядное, берут нас, ребятишек, и мы идем и занимаем полряда, в антрак те мать покупает в буфете китайских яб лок; конечно, яблоки продавали, когда приезжали артисты из Красноярска или откуда еще подальше, скажем, лилипут Варлачев, автор знаменитого краснояр ского вальса («Вечер спустился над горо дом нашим, над Енисеем зажглись огонь ки. Нет ничего нам милее и краше нашей сибирской тайги!») или аккордеонист Яков Хаскин («Подожди, мы снова будем ря дом, и рука в руке расскажут вновь, что за этой дымкой снегопада к нам весна приходит и любовь!»), но мы ходили на все концерты. Итак, мы заняли места на задних рядах и сидим, смотрим, ждем. Вот гаснет свет, и на сцену выходит А р т и с т . У него есть имя и фамилия, все знают, что он работа ет конструктором на заводе, но за глаза его зовут только артистом. Он в длинной рубахе навыпуск, на шее —большой чер ный бант, голова откинута назад. В первом отделении идет отрывок из пьесы, которую он поставил с драмкружком, а во втором отделении на сцену выходит Рудька с ак кордеоном на груди. Он ^склоняется к кла виатуре, пробует правой рукой клавиши, потом вскидывает голову, выгибается все телом... Пальцы бегают, пальцы летают Рудька то поднимается на носки, словно стремится куда-то ввысь за мелодией чуть мехами сцену не задевает; с послед ним аккордом он откидывает черные воло сы назад и замирает как вкопанный. . В самый разгар аплодисментов появляет ся Артист. — Был исполнен быстрый танец «Экс пресс»! И на этом экспрессе к нам прибы ли: Бобков! Коротков! И,—жуткая, словно в преддверии выхода опасного зверя, па уза,— Климович! Три известных всему поселку крепких мужика в тельняшках выскакивают на сце ну и начинают бацать «Матросское яблоч ко» и ритмический танец «Крутится, вер тится шарф голубой». Больше всего мне нравился последний танец. Ноги там че го-то выделывают, а руки спокойно, мед ленно, тщательно поправляют, поглаживают волосы... Бобков —муж нашей «литератор ши», а инженер Климович живет в нашем доме, он отец Нины, неизменной участницы всех наших военных предприятий, пулемет чицы и санитарки. Нина нравится мне все больше и больше, особенно после новогод него праздника, где она так лихо отплясы вала—и вприсядку, и чечетку била, что мы, ребятишки, тоже вышли в круг, стали прыгать, топтаться, крутиться вокруг нее. Весело было, настоящий праздник, хотя и Новый год мы в этот раз по случаю ка рантина 23 января встречали! Бобков у нас потом преподавателем по труду работал, Климовичи ■уехали в свою Белоруссию, а Рудька в конце концов запу тался, заплутался в жизни... Помню: пришел к Сергею, а у них — гу лянка. За столом родители, незнакомые мужчины, молодые женщины. Пьют, смеют ся, потом самая молодая и самая красивая кричит: «А где Рудик? Почему Рудика нет? Пусть он нам поиграет!» Из соседней комнаты выходит Рудька с аккордеоном. Он никогда не ломался, не заставлял себя упрашивать. Ему нрави лось играть. — Когда я на почте служил ямщиком,— начинает женщина, и они с Рудькой поют очень слаженно и красиво, а когда доходят до слов «Под снегом-то, братцы, лежала она», со мной делается что-то странное, мне кажется, что никогда еще не слышал я такого красивого, страшного и грустного пения, никогда я не видел людей лучше и йрче, чем эта женщина и Рудька. Нельзя, наверное, сравнивать то время и нынешнее, но я все равно сравниваю и знаю, что давно у?ке в Подтесово не бы вает таких концертов, что не растут в поселке такие музыканты, как Рудька. Давно уже в поселке не играют на баянах да аккордеонах, о гармошке нечего и гово рить, Іато почти у каждого парнишки маг нитофон. У брата в комнате стоит семисот рублевая «Романтика». Конечно, подобные процессы происходят не только в моем поселке. Наметилась об щая «тенденция в сторону пассивно-потре бительского использования свободного времени, сокращения активности в худо жественной самодеятельности»1. Так, по данным обследования небольших городов РСФСР, 81 % опрошенных ежедневно смот рят телевизор, в то же время относительно1 1 Мокеров И. П. Использование свободного времени трудящимися промышленных предприя тий. В ки.: труд, быт. отдых, с. 67. 1 . 117
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2