Сибирские огни, 1986, № 3
дежную работу механизмов и систем — и горя с ними знать не будешь. А сколько раз бывало, только вытолкнули судно из затона, Закрыв глаза на недоделки,—чих- пых! трах-бах! — все полетело! Я соглашаюсь с Сергеем, говорю, что только такой и может быть позиция пред ставителей органов надзора —профилакти ка, предотвращение нарушений. __ А у нас этого не понимают,— с го речью говорит Сергей.—Весной, да не толь ко весной, у всех лишь одно на уме: толь ко бы вытолкнуть, выпихнуть флот, а как он будет работать, с какой отдачей, с ка кой нагрузкой на экипаж —это их не вол нует! Те, кто не вписался, не нашел себя здесь,— уезжают. У каждого уезжающего своя Судьба, но объединяет их то, что они стали лишними в поселке, ненужными ему. И ничего уже нельзя изменить. — Да ты брось, брось! — говорил мне Валера Малкин, узнав, что я подал заяв ление об увольнении.— Я, конечно, пони маю тебя, но ты смотри, сколько в цех при шло молодежи, мы встряхнем тут все, пе ревернем, сделаем как надо! * А через год сам уехал. И вот что характерно: редко кто из «лишних», «изгнанных», задерживается в Красноярске, несет его куда подальше. И, наоборот, покидающие Подтесово, так сказать, в плановом порядке, сразу после школы, оседают исключительно в краевом центре, и там что-то вроде подтесовской колонии существует. Нет, живут в разных районах, и в Зеленой Роще, и на Юго-За паде, и на правом берегу, но все друг про друга знают, встречаются, тянутся друг к другу, помогают и связь с поселком дер жат непрерывную и прочную. Красноярск мне иногда представляется состоящим из одних колоний: канской, абаканской, но рильской, подтесовской... Вот что говорит ся в сохранившихся у меня записях: «Ста рые, стабильные монофункциональные по селения поставляют население окружаю щей среде либо за счет саморазрушения, либо за счет миграции «излишней» для по селения части населения. Таким образом, монофункциональные поселения выносят родившиеся и утвердившиеся системы норм и ценностей в социальную среду». Каюсь, я иногда завидую красноярским подтесовцам. Я уже двадцать с лишним лет живу в Новосибирске, люблю этот го род, болею за него, и все же иной раз хочется сузить его социальное пространст во до тесных и теплых пределов родного угла, где все свое, знакомое, обжитое, обмятое, все по тебе, словно старый пид жак... Видать, и во мне живут «нормы и ценности, утвердившиеся в монофунк циональном поселении», стремление об житься и обустроиться по-домашнему в любой жизненной ситуации —как естест венная реакция на все незнакомое и новое, как попытка уйти, спрятаться от проблем и сложностей современного города, сов ременной производственной организации, современной жизни. Нынешний этап социального развития характеризуется объективно и субъективно обусловленными Трудностями и противоре чиями, причем «картина противоречий в социалистическом обществе столь же бо гата и многообразна, как и сама обществен ная жизнь»1. В поселке проблемы и проти воречия усугубляются, они там всегда откровеннее, нагляднее, проявляются боль нее и глубже, приводят к более тяжелым социальным последствиям. Неравенство и несправедливость больше всего сказываются на детях. В своем деле нии на «чистых» и «нечистых» завуч не был оригинален. Мало кто из нас закончил семилетку, про среднюю школу и говорить нечего, получил хорошую специальность, обрел семейное счастье. Больше живущих как перекати-поле, ни кола, ни двора, а есть и такие, что у старухи-матери на шее сидят, у магазина на бутылку сшиба ют. Немало шкиперских детей побывало в колониях, много сгинувших неизвестно где: уехал и пропал, и жив ли, нет —никто не знает. С Петькой Брыкиным я учился и дружил. Трудно жилось Петру, и не в достатке дело, все мы, кроме картошки, ничего вдо воль не ели: семья у него была плохая: физически и морально изломанный жизнью отец, задерганная, рано состарившаяся мать. Петр был старше нас, к седьмому классу он уже бросил школу и уехал из поселка, а через три года вернулся в по селок с женой и ребенком, ребенок был чужой, не его, пятилетний парнишка Ва дим. Петр устроился на работу в столяр ный цех, получил квартиру в щитовушке на самой окраине; он как-то сразу и замет но повзрослел и, хотя я в то время тоже жил и работал в поселке, бросив техникум, прежней дружбы у нас не получилось. Петр свое гнездышко устраивал: смотришь, то рейку несет домой, то в кузнице ему ка кой-то особенный крючок надо отковать. Но устроить свою жизнь поселок ему не дал усмешками, злой молвой, не мог позво лить, чтобы сын всеми презираемых Бры киных строил жизнь п о - с в о е му . Петр уехал и словно сквозь землю провалился; не хочется верить в самое худшее, в упор ные слухи, что нет больше Петра, но ни куда не деться от чувства, что над его семьей висело .проклятие забитости. Погиб добросердечный, веселый и ла сковый, несмотря на неласковое детство, Шурка Силантьев, а уж как его тут ждали — совсем недавно об этом узнал — как ждали! Она в нашем цы ганском классе училась, хотя по всем формальным признакам должна была в параллельный класс попасть: дочь меха ника, сама аккуратная такая, чистенькая, прилежная... Как ждали и как терпели от крытое и скрытое противодействие их любви со стороны самых родных, самых любимых! Мальчики из параллельного класса пос ле школы дружно в институты подались, ну а после и их разметало, на разных полю, сах разместило: кто-то до полковника дос лужился, а кто-то семью разрушил, работу бросил, спился. Про девчонок слышал, что редкая из них полное счастье обрела, а ведь красавицы были —не подступишься. 1 Медведев В. А. Ключевая проблема диалек тики развитого социализма. Вопросы философии, 8 1984 См. также статьи В. С. Семенова. А. П. Бутенко, В. Е. Козловского, опубликованные куриалом в 1982—1984 годах. 115
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2