Сибирские огни, 1986, № 3

могло, будь новосибирские ребята поактив­ нее в социальном плане. Нет, их нельзя упрекать в инертности и пассивности во­ обще, они и в комсомоле работали, и спорт поднимали, но это пока мастерами да гіом- механиками работали, а как получили должность повыше да посолиднее, так и ушли с головой в производство. Новое руководство проблемами поселка занялось вплотную. Дальше просто отсту­ пать некуда. С каждым годом все труднее становится укомплектовать подтесовскую флотилию кадрами. Дефицит в кадрах ока­ зывает не только прямое влияние на резуль­ таты производственно-хозяйственной дея­ тельности в виде потери провозной способ­ ности флота из-за того, что судно задержа­ лось в затоне, вовремя не вышло в рейс (о величине этих потерь можно судить по та­ кому факту: только в начале навигации 1984 года задержки в затоне составили свыше 400 суток, что равнозначно выводу из эксплуатации трех теплоходов в течение всей навигации!) Приходится мощную сов­ ременную технику доверять неквалифици­ рованным, неопытным работникам, а это уже чревато... В ,тех авариях, что происхо­ дят на флоте, кадровый дефицит сыграл не последнюю роль. Все труднее в этих условиях вести организаторскую и воспи­ тательную работу. Вот свежий пример. Во . время нашего пребывания на толкаче его капитан списал с судна двух мотористов. Не будем сейчас обсуждать, была ли это крайняя мера необходимой, нельзя ли было, сохранить ребят в экипаже. Важно другое: мотористы восприняли решение капитана совершенно спокойно, а подоплека этого спокойствия мне открылась чуть позже, когда я узнал, что эти парни не только не понесли наказания, а получили назначения на самые лучшие суда. Среди комсостава все больше «сезонни­ ков»: и самых Настоящих, с красноярской пропиской, и тех, у кого формируется пси­ хология сезонника. Рассказывали про од­ ного электромеханика. Парню уже трид­ цать лет, за спиной институт, армия, пять лет работы, пора бы уже корни пустить на подтесовской земле, а он другой путь из­ брал. Накупит разных турпутевок и рас­ катывает зиму по Союзу и заграницам, жи­ вет в свое удовольствие, жуирует, не опу­ скаясь до холостяцкой жизни в «общаге» и минуя прелести семейных уз. Быть может, так и надо? Пусть Подтесо­ во будет вроде вахтового поселка. Привел судно, закрыл его на ключ и поехал на Большую землю. Весной прилетел, открыл, завел, поплыл... К сожалению или к сча­ стью, до такой жизни еще очень далеко. Каждому судну требуется ежегодный ре­ монт, а при существующих мощностях за­ вода ремонт почти целиком ложится на плечи экипажа. Мой зять, капитан ОТ-2114, не уйдет в отпуск до той поры, пока не будут выполнены все ремонтные работы, пока он сам своими руками не проверит, не прощупает каждый узел машины, не убедится в том, что погнутая лопасть вин­ та выправлена, что сломанная часть при- вальника заменена целым брусом... Да и в отпуске в редкий день не наведается на_ завод, дела всегда найдутся: на склад зайти, узнать, не поступило ли заказанное оборудование, с групповым механиком 112 поговорить, в инспекцию заглянуть. Проблем у руководства предостаточно, и появляются все новые. Например, под­ собное хозяйство. . / Связь с сельским хозяйством у поселка всегда была самая тесная. С ранней весны до поздней осени работают в окрестных колхозах заводчане, курсанты ПТУ, школь­ ники. Я подсчитал, что полгода в общей сложности провел на сельхозработах: и картошку копал, и сено копнил, и силос закладывал, и подтоварник строил, побывал и в Чермянке, и в Ш.адрино, и в Погадае- во, и в Анциферово... В пятидесятых годах в числе тридцатитысячников завод направил одного из шкиперов председателем колхо­ за. Помню, что был он молодой и бравый, носил пшеничные усы; но из председатель­ ства его мало что путного вышло, как и из следующей крупной аграрной акции заво­ да. Еще при Алексее Петровиче Мартыно­ ве пришло кому-то из заводских в голову соорудить в колхозе коровник из... старой баржи. «Это же готовая скотоферма!» — говорят. Идея понравилась. Весной, по вы­ сокой воде, барЖу подвели к намеченному месту, потом, когда вода спала и баржа оказалась на берегу, в бортах проделали окна и двери; однако это сооружение даже на колхозников произвело гнетущее впечат­ ление, не говоря уже о коровах, и несколь­ ко лет этот памятник пытливой мысли подтесовцев так и стоял на берегу, ветшая и все больше заваливаясь на бок, пока не был пущен на дрова. На этот раз дело затеяно совсем не шу­ точное, заводу выделено 3775 га земельных угодий. Однако пока подсобное хозяйство приносит лишь одни убытки, и немалые: 250 тысяч рублей в год. Или взять снабжение. Для подтесовцев эта проблема обостряется еще и тем, что/ два-три месяца в году — весной и осенью — поселок, отрезан от внешнего мира. С заместителем директора по снабжению Николаем Андреевичем Драганом мы в од­ ной бригаде работали, слесарили. Тогда, в шестьдесят первом, было ему лет двад­ цать пять, теперь, выходит, все пятьдесят. Помнится, наш бригадир, Валентин Мезе- нин (теперь он вторым механиком на мощ­ ном ледоколе «Капитан Мецайк» рабо­ тает), частенько его то к мастеру подсы­ лал, то к нормировщикам, то в бухгалтерию, то на склад, когда необходимо было что-ни­ будь выбить, договориться, и Николай всегда нужный подход находил; есть в нем жилка, необходимая для работы снаб­ женцем. После он помощником механика плавал, дошел до капитана-механика; в отдел снаб­ жения пришел год назад прямо с мостика грузового теплохода чехословацкой по­ стройки «Дмитров». Этим же сухогрузом, только несколько раньше, командовал ны­ нешний замдиректора по кадрам Иван Иванович Пономаренко. Тогр я еще с детст­ ва помню. Придешь к Володьке, а муж его сестры, молодой, веселый, долговязый (его так и звали полтора Ивана), возится, барахтается с детишками... Теперь эти «де­ тишки» —взрослые люди, дочери-двойняш­ ки в Новосибирске институт народного хо­ зяйства закончили, сын штурманом плава­ ет. У Драгана' две дочери, тоже высшее образование получили.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2