Сибирские огни, 1986, № 3
могло, будь новосибирские ребята поактив нее в социальном плане. Нет, их нельзя упрекать в инертности и пассивности во обще, они и в комсомоле работали, и спорт поднимали, но это пока мастерами да гіом- механиками работали, а как получили должность повыше да посолиднее, так и ушли с головой в производство. Новое руководство проблемами поселка занялось вплотную. Дальше просто отсту пать некуда. С каждым годом все труднее становится укомплектовать подтесовскую флотилию кадрами. Дефицит в кадрах ока зывает не только прямое влияние на резуль таты производственно-хозяйственной дея тельности в виде потери провозной способ ности флота из-за того, что судно задержа лось в затоне, вовремя не вышло в рейс (о величине этих потерь можно судить по та кому факту: только в начале навигации 1984 года задержки в затоне составили свыше 400 суток, что равнозначно выводу из эксплуатации трех теплоходов в течение всей навигации!) Приходится мощную сов ременную технику доверять неквалифици рованным, неопытным работникам, а это уже чревато... В ,тех авариях, что происхо дят на флоте, кадровый дефицит сыграл не последнюю роль. Все труднее в этих условиях вести организаторскую и воспи тательную работу. Вот свежий пример. Во . время нашего пребывания на толкаче его капитан списал с судна двух мотористов. Не будем сейчас обсуждать, была ли это крайняя мера необходимой, нельзя ли было, сохранить ребят в экипаже. Важно другое: мотористы восприняли решение капитана совершенно спокойно, а подоплека этого спокойствия мне открылась чуть позже, когда я узнал, что эти парни не только не понесли наказания, а получили назначения на самые лучшие суда. Среди комсостава все больше «сезонни ков»: и самых Настоящих, с красноярской пропиской, и тех, у кого формируется пси хология сезонника. Рассказывали про од ного электромеханика. Парню уже трид цать лет, за спиной институт, армия, пять лет работы, пора бы уже корни пустить на подтесовской земле, а он другой путь из брал. Накупит разных турпутевок и рас катывает зиму по Союзу и заграницам, жи вет в свое удовольствие, жуирует, не опу скаясь до холостяцкой жизни в «общаге» и минуя прелести семейных уз. Быть может, так и надо? Пусть Подтесо во будет вроде вахтового поселка. Привел судно, закрыл его на ключ и поехал на Большую землю. Весной прилетел, открыл, завел, поплыл... К сожалению или к сча стью, до такой жизни еще очень далеко. Каждому судну требуется ежегодный ре монт, а при существующих мощностях за вода ремонт почти целиком ложится на плечи экипажа. Мой зять, капитан ОТ-2114, не уйдет в отпуск до той поры, пока не будут выполнены все ремонтные работы, пока он сам своими руками не проверит, не прощупает каждый узел машины, не убедится в том, что погнутая лопасть вин та выправлена, что сломанная часть при- вальника заменена целым брусом... Да и в отпуске в редкий день не наведается на_ завод, дела всегда найдутся: на склад зайти, узнать, не поступило ли заказанное оборудование, с групповым механиком 112 поговорить, в инспекцию заглянуть. Проблем у руководства предостаточно, и появляются все новые. Например, под собное хозяйство. . / Связь с сельским хозяйством у поселка всегда была самая тесная. С ранней весны до поздней осени работают в окрестных колхозах заводчане, курсанты ПТУ, школь ники. Я подсчитал, что полгода в общей сложности провел на сельхозработах: и картошку копал, и сено копнил, и силос закладывал, и подтоварник строил, побывал и в Чермянке, и в Ш.адрино, и в Погадае- во, и в Анциферово... В пятидесятых годах в числе тридцатитысячников завод направил одного из шкиперов председателем колхо за. Помню, что был он молодой и бравый, носил пшеничные усы; но из председатель ства его мало что путного вышло, как и из следующей крупной аграрной акции заво да. Еще при Алексее Петровиче Мартыно ве пришло кому-то из заводских в голову соорудить в колхозе коровник из... старой баржи. «Это же готовая скотоферма!» — говорят. Идея понравилась. Весной, по вы сокой воде, барЖу подвели к намеченному месту, потом, когда вода спала и баржа оказалась на берегу, в бортах проделали окна и двери; однако это сооружение даже на колхозников произвело гнетущее впечат ление, не говоря уже о коровах, и несколь ко лет этот памятник пытливой мысли подтесовцев так и стоял на берегу, ветшая и все больше заваливаясь на бок, пока не был пущен на дрова. На этот раз дело затеяно совсем не шу точное, заводу выделено 3775 га земельных угодий. Однако пока подсобное хозяйство приносит лишь одни убытки, и немалые: 250 тысяч рублей в год. Или взять снабжение. Для подтесовцев эта проблема обостряется еще и тем, что/ два-три месяца в году — весной и осенью — поселок, отрезан от внешнего мира. С заместителем директора по снабжению Николаем Андреевичем Драганом мы в од ной бригаде работали, слесарили. Тогда, в шестьдесят первом, было ему лет двад цать пять, теперь, выходит, все пятьдесят. Помнится, наш бригадир, Валентин Мезе- нин (теперь он вторым механиком на мощ ном ледоколе «Капитан Мецайк» рабо тает), частенько его то к мастеру подсы лал, то к нормировщикам, то в бухгалтерию, то на склад, когда необходимо было что-ни будь выбить, договориться, и Николай всегда нужный подход находил; есть в нем жилка, необходимая для работы снаб женцем. После он помощником механика плавал, дошел до капитана-механика; в отдел снаб жения пришел год назад прямо с мостика грузового теплохода чехословацкой по стройки «Дмитров». Этим же сухогрузом, только несколько раньше, командовал ны нешний замдиректора по кадрам Иван Иванович Пономаренко. Тогр я еще с детст ва помню. Придешь к Володьке, а муж его сестры, молодой, веселый, долговязый (его так и звали полтора Ивана), возится, барахтается с детишками... Теперь эти «де тишки» —взрослые люди, дочери-двойняш ки в Новосибирске институт народного хо зяйства закончили, сын штурманом плава ет. У Драгана' две дочери, тоже высшее образование получили.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2