Сибирские огни, 1986, № 3

бросить свои суда и как-то выбраться в город. ...Все население нашей зимовки до дека­ бря размещалось на своих судах. В декаб­ ре были построены: деревянное здание ме­ ханического цеха (размером всего около 20 на 10 метров), магазин, кузница и об­ щежитие для судовых команд всех зимую­ щих судов. В небольшом помещении нас было около 200 человек, а примерно 30 че­ ловек были приняты жителями деревень Подтесово и Чермянка. Я был секретарем комсомольской ячейки (а нас, комсомольцев, было всего пять че­ ловек), когда мы постановили «зажечь лампочку Ильича в деревне Подтесово». Но никто из нас не подумал, что для это­ го придется устанавливать столбы. Когда мы приступили к этой работе, то убедились, что это не так-то просто. В декабре земля была как камень, за один вечер мы выдол­ били только две ямы для столбов,, а их нужно было выкопать около 30. Тогда бы-' ло принято второе, более «прогрессивное» решение — использовать готовые «столбы» в виде сосен и елей. 31 декабря в 24 часа 00 минут лампоч­ ка Ильича загорелась в деревне Подтесово. Особое впечатление на жителей произвело электрическое освещение в клубе. До это­ го колхозники освещались лучиной и коп­ тилками, заполняемыми жиром». В последующие пять лет подразделе­ ния хозяина севера — Главсевморпути (ГУСМП)__вели здесь строительство за­ тона. В 1939 году на зимовку в Подтесово было поставлено больше половины всего флота Енисейского пароходства: 86 судов, из них 24 самоходных (по данным краеве­ да Н. И. Тычкова). Подтесово уже счита­ лось судоремонтными мастерскими, «про­ мышленным предприятием с законченной балансовой отчетностью». В 1949 году мас­ терские стали Подтесовским судоремонт­ ным заводом второго разряда. С 1 января 1954 года предприятие именуется то судо­ ремонтным заводом, то ремонтно-эксплуа­ тационной базой флота. Сейчас в затоне зимует и ремонтируется по нескольку сот судов. Таковы факты. Но у меня, на чьей па­ мяти почти треть 120-летней истории Под- тесова, есть с д о я история поселка, я даже исписал лет шесть назад две ученические тетради, озаглавив их просто и незатейли­ во: «Монофункциональное поселение. Эссе». О том, что означает название и почему оно возникло,— позже. Сейчас —некото­ рые выдержки из тех тетрадей. «...Поселок возник в тридцатых годах из случайной зимовки. Для тех лет и масшта­ бов его рост был стремительным. В войну были построены первые двухэтажные до­ м а—целых восемь, в начале 50-х годов — первые кирпичные: школа, больница, дет­ сад, дом культуры. В 1952 году поселок получил водопровод. Водонапорная башня стала как бы символом Подтесова, а для судов снизу и сверху — вроде маяка. К концу сороковых годов в затоне было несколько цехов, деревянный док для подъема и ремонта судов. В 1949 году протоку перегородили ледозащитной дам­ бой, условия для отстоя судов резко улуч­ шились. Через несколько лет построили первый в бассейне слип, установили пор­ тальный кран, завод стал вести не только ремонт, но и монтаж и строительство судов. Интенсивно велось жилищное строитель­ ство, в том числе индивидуальное. Завод давал ссуду, помогал лесом, кирпичом; со­ седи и знакомые организовывали «по­ мочь». Свой дом стал заветной и вполне осуществимой мечтой многих речйиков. К концу пятидесятых годов темпы роста завода и поселка достигли пика. Происхо­ дило пополнение и обновление флота, прак­ тически исчезли деревянные суда (баржи) и пароходы. Появилось много грузовых судов-теплоходов. Профессий кочегаров, масленщиков, машинистов практически не стало, их заменили мотористы. В поселок перевели ремесленное училище из захирев­ шего в воднотранспортном отношении Ми­ нусинска. Профессия штурмана и механика стала массовой, обычной и вполне доступ­ ной. Капитанами больших и мощных судов становились вчерашние курсанты и «ремес­ ленники». Зато появилась конкуренция за капитанский мостик трехпалубного пасса­ жирского судна, грузового теплохода че­ хословацкой или финской постройки. Группа молодых капитанов, выдвинув­ шихся в те годы, ныне занимает ключевые позиции в пароходстве и на заводе: на­ чальник пароходства, его зам, главный диспетчер, замначальника Красноярского порта, замдиректора завода. В те годы было много разговоров о свет­ лом будущем завода и поселка. Высказы­ вались вполне авторитетные мнения, что завод вот-вот из судоремонтного станет судостроительным: никто не сомневался в том, что Подтесово вскоре станет горо­ дом. Даже имя уже было — по названию главной улицы — Калининск. 1960 год был знаменателен тем, что на завод приехала группа выпускников Ново­ сибирского водного института — судомеха­ ники. Молодые специалисты прибывали до этого крайне редко, поодиночке, и погоды, естественно, не делали. А тут — целый де­ сант. Начинали они с мастеров и помощ­ ников механика, но, за несколько лет при­ брали завод к рукам: директор, главный инженер, главный механик, начальник тех­ отдела, начальники двух крупнейших це­ хов. Вот головокружительная карьера одного из них: лето — помощник механика, зима —воспитатель общежития, весна — главный инженер, через два года — директор. Они привезли в поселок своих жен — пе­ дагогов и врачей, они привезли свою куль­ туру— песни Окуджавы, книги Хемингуэя, стихи Евтушенко... В поселке. стало появ­ ляться все больше чисто городских примет: асфальт на улицах, были сняты штакетни­ ки, заборы, ограды, в центре разбили сквер с цветами, фонтанами, дорожками, посы­ панными песочком, в коммунальных домах появлялось все больше удобств. В то время поселок входил в состав Ени­ сейского района, потом стал подчиняться горсовету — по отраслевому, так сказать, признаку. Енисейск со времени возникновения по­ селка практически не изменился. Промыш­ ленность в нем совершенно не развивалась. Наоборот, с преобразованием судоверфи в лесозавод в связи с прекращением де­ 107

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2