Сибирские огни, 1986, № 3
пая дорогу мотоциклам, «Жигулям» и «Москвичам», самосвалам, «мусоркай». Пыль, пыль, пыль. Пытаюсь взглянуть на поселок глазами новоприбывшего и не ска жу, чтобы увиденное привело меня в вос торг. Двухэтажки, разбросанные как по пало, дворы, открывающие наружу все самое неприглядное, что в них есть. Мото циклы носятся между домами по дороже кам, тротуарам, по траве и бездорожью. Ни тебе детских площадок, ни газонов, зато огромные пространства заросли бурь яном, и это, видимо, неизбежно при такой бездарной планировке. Правда, на иных улицах, особенно центральной, много зеле ни, но растет она стихийно, безалаберно, еще более усиливая впечатление запущен ности. За свежепокрашенным, носящим следы недавнего ремонта, но уже отмеченным подтеками и щербатинами, домом культу ры — возвышение с деревянным настилом, огороженное сеткой, с надписью над вхо дом «Агитплощадка». В мое время здесь была танцплощадка, а рядом спортивная, так что вечер обычно начинался волейбо лом и баскетболом, а кончался вальсами и танго, и мастер нашего цеха, выпускник НИИВТа шестьдесят первого года Валера Малкин, выдавал отменные па под звуки исключительно популярной в то лето «Ма рины» Клаудио Вилла. Теперь тут тихо и пусто. Рядом с двухэтажным стеклянно-кир пичным универмагом знаменитая подтесов- ская «долгостройка» — кафе-столовая. Ко робка возведена лет восемь-десять назад, забор стал привычной частью окружающей среды. Правда, сейчас, за ним идет жизнь: в проемах окон видны рабочие. На углу улиц Калинина и Заводской, на против самого первого в поселке пятиэтаж ного дома, на месте усадьбы моего бывше го напарника по работе Василия Петрови ча Мартынова, затевается строительство. Завезены панели и сваи, трактор выравни вает площадку. Посреди площадки боль шак лужа. А какой на ее месте у Василия Петровича был малинник! Все как у людей: старое сносится, новое строится. На каждой двухэтажке добрый десяток телеантенн. Кто-то из туристов, ви дать, специалист по этому делу, подсчитал и говорит местным товарищам: «Видно, у вас очень богатый завод, если десять тонн ценного металла пустил в расход». И еще он отдал должное местным умельцам: ка ких только схем и конфигураций антенн не встретишь! Решетки, змеевики, восьмерки; конусы, трапеции, ромбы; веером, лесенкой, крестом... В кинотеатре «Восток» идут са мые свежие детективы. После ужина, устроенного прямо во дво ре нашего дома, мои студенты отправи лись в кино, а мы остались за столом всей семьей и, как это обычно бывало в мой приезд, на меня посыпались «новос ти»; кто умер, кого убили, кого посадили, кто вернулся... От того, что многое повто рялось в этих рассказах, ничего неожидан ного в них уже не было. Одна смерть на поминала множество других, одна судьба повторяла другую. Погибают в пьяных драках, тонут. Даже в миллионном городе это потрясает, а здесь, в поселке, восприя 106 тие притупляется, необычное низводится до обыденного. Умом понимаешь всю мер зость содеянного, а душа уже не содрога ется. И это, наверное, самое страшное'. 2 Через несколько дней, знакомясь с мате риалами Енисейского краеведческого му зея о развитии судоходства, прочитал в «Летописи» за 1864 год: «На правом берегу Енисея в нескольких верстах от города (Енисейска.— В . Н .) расположены земли надворного советника Самойлова, на этих землях построена де ревня Подтесово; помощнику акцизного надзирателя предписано не выдавать патен та на питейное заведение в Подтесовой без согласия Самойлова». Такое примечательное сообщение мож но считать первым упоминанием о Подте- сове, а начало шестидесятых годов прошло го века временем основания нынешнего поселка. Судя по всему, Подтесово ждала судьба окрестных деревень, постепенно сходящих на нет. Однако произошло по- другому. Через семьдесят лет после основания Подтесова и чуть более полувека назад, в последних числах октября 1933 года, ка раван из тридцати с лишним судов, во гла ве которого шел тысячечетырехсотсильный теплоход-буксир «Клим Ворошилов» (еще несколько лет назад енисейцы имели воз можность любоваться кораблем, до старос ти не утратившим своей горделивой осан ки) подошел снизу к Енисейску. Глубины упали до минимальных, ударил мороз, по плыл первый лед—-шуга. Положение ста новилось критическим. Часть флота можно было оставить на зимовку в Енисейске, но что делать с остальным? Всю ночь на теплоходе шло совещание, в конце концов пришлось пригласить мест ных жителей. Они и посоветовали спустить ся ниже по Енисею на 20 километров и по ставить флот на зимний отстой за Кекурс- ким островом, в протоке, рядом с деревуш кой Подтесово. Вспоминает участник зимовки, в то вре мя второй помощник механика теплохода «Клим Ворошилов» Н. Н. Ефремов: «27 октября 1933 года примерно в 12 часов мы зашли в протоку Подтесово. В деревне Подтесово было около 10—12 домиков, а несколько дальше была дере вушка еше меньше — Чермянка, которые на нас произвели довольно удручающее впечатление. Все члены нашего коллекти ва мечтали попасть в Красноярск, к своим родным и семьям, а вместо' этого — две убогие деревушки и тайга кругом. Но ни кто из нас даже не заикнулся о том, чтобы1 1 К моменту публикации очерка в поселке в со ответствии с мерами по усилению борьбы с пьян ством и алкоголизмом обстановка изменилась к лучшему.^ Хочется верить, что это не временное и не случайное явление. Однако проблема здорово го быта не может быть полностью решена адми нистративным путем.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2