Сибирские огни, 1986, № 2
народ на протяжении долгих и страшных лет монгольского владычества. Опять же, автор «Повести» и его герои жили в одну культурно-историческую эпоху, многие дета ли «народного быта» были те же. Поэтому использование В. Яном этого источника вполне оправдано. Талантливо объединен ный с основным сюжетом, рязанский цикл не только способствует лучшему постиже нию исторической правды, но и обладает сильным эмоциональным воздействием. Не то — в произведениях, проанализиро ванных в данной статье. В большинстве из них путаница в деталях свидетельствует о недостаточном знании и, как следствие, не понимании авторами изображаемой эпохи. Еще хуже, когда'исторические события со знательно замалчиваются или превратно толкуются в угоду заданной концепции. Подобный подход был подвергнут реши тельной критике на юбилейном пленуме правления Союза писателей СССР, состояв шемся 25 сентября 1984 года в Москве. «Ни переписывать историю, ни подчищать ее нельзя»,— сказано в его документах. Велико бремя ответственности, которое принимают на себя пишущие на темы исто рии. Не менее ответственно, пожалуй, вы сказать свои суждения по поводу таких произведений. Но делать это необходимо, поскольку книги эти рассчитаны на самого массового читателя. И далеко не безраз лично, какое представление об истории этот читатель получит. Искажение истины недо пустимо, сколь бы высокими соображениями оно ни оправдывалось. Так, совершенно не приемлемы апологетика отдельных сторон прошлого Руси, отступления от классового подхода, которые допускает немалое число исторических романистов Такое легковес ное отношение не имеет ничего общего с подлинным патриотизмом. Нет нужды сти мулировать национальную гордость велико россов показом лубочных картинок. Внима ние к минувшему вовсе не предполагает его идеализации. «Мы полны чувства наци ональной гордости, и именно поэтому мы особенно ненавидим свое рабское прошлое», — писал В. И. Ленин2. Хорошо понятно также, сколь несовмести мы с нашей идеологией религиозные взгля ды, с проявлением которых иногда прихо дится встречаться. Наоборот, на примерах из прошлого следует показывать историче ский, то есть преходящий характер религии, неразрывную связь церкви с эксплуататор скими классами. Вообще, историческая кри тика является одной из наиболее действен ных форм атеистического воспитания, и внимательное изучение и осмысление ран них этапов российской истории дает для этого много материала. Если говорить о состоянии историко-худо жественной литературы по интересующему нас периоду в целом, то следует обметить, что ни по количеству, ни по качеству свое му она не успевает за потребностями се годняшнего дня. Подлинно талантливых и просто хороших произведений, скажем пря мо, немного. Некоторые литераторы просто отстали от развития общественных наук,1 2 1 Помимо ряда произведений, проанализирован- ных в статье, можно назвать романы В. Иванова «Русь изначальная» и «Русь великая», подвергну тые справедливой критике В. Я. Канторовичем и В. Д.Оскоцким. 2 В. И. Ленин. Поли. собр. соч.. т. 26, с.' 103. 174 либо свернули от них в сторону. Образовав шийся разрыв необходимо как можно ско рее заполнить. И здесь большую роль мог ла бы сыграть литература, удачно названная Ю. Суровцевым художественно-информа тивной. Критик показал большие возмож ности и неразрывную связь этого направле ния с усилением интереса к документу и факту, который характерен для всей совре менной литературы І. Именно фактов, а не сомнительных фантазий ждет в первую очередь от писателей сегодняшний читатель. При этом формы изложения фактического материала, соединение его с концептуаль ной основой могут быть самыми разнооб разными. Наиболее традиционным, но от этого ничуть не менее действенным, оста ется жанр беллетризованной биографии. В рамках обсуждаемой темы можно упомя нуть книгу ІО. Лощица «Дмитрий Дон ской», изданную в популярной серии «Жизнь замечательных людей». Интересна по своему замыслу серия «История Отече ства в романах, повестях, документах», предпринятая издательством «Молодая гвардия». К числу активно развивающихся в по следнее время жанров относится историче ская публицистика. Прекрасный пример — книги и статьи академика Д. С. Лихачева «Заметки о русском», «Земля родная» и др. Можно назвать и весьма спорную, но несом ненно обращающую на себя внимание кни гу Ф. Нестерова «Связь времен». Идет интенсивный поиск новых способов изложе ния. Таково, например, масштабное произ ведение В. Чивилихина «Память», назван ное романом-эссе и объединяющее элементы исторического разыскания, по лемического выступления, авторского лири ческого монолога, и все это — в обрамлении традиционной повествовательной прозы. Не везде автору удалось выдержать единую сюжетную линию, подчас роман распадает ся на отдельные фрагменты, однако и сами по себе эти отрывки представляют познава тельную ценность благодаря исключитель ной фактологической насыщенности." В процесс художественного освоения но вых научных достижений включаются все новые писатели, однако отмеченное отста вание литературы от науки пока сохраняет ся. Именно этим можно объяснить то обсто ятельство, что на страницы солидных изданий с невероятной легкостью проника ют сочинения, содержащие многочисленные отступления от исторической истины. С удивительным постоянством воспроизводят ся старые, казалось бы, давным-давно пре одоленные ошибочные концепции, распрост раняются значительные искажения и неточности. Препятствием для такого рода литерату ры должны стать более тщательное рецен зирование и редактирование произведений на историческую тему. Безусловно, более строгой и нелицеприятной должна стать и критика. Нельзя сказать, чтобы она обходи ла литературу этого жанра своим внимани ем — недостатка в рецензиях и откликах, пожалуй, нет. Но вот что худо: литератур ные критики, оценивая произведения, как правило, не анализируют их с точки зрения соответствия историческим фактам. Упро-1 1 Ю. Суровцев Л 1984, Лг9 7, с. 233-235.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2