Сибирские огни, 1986, № 2

народ на протяжении долгих и страшных лет монгольского владычества. Опять же, автор «Повести» и его герои жили в одну культурно-историческую эпоху, многие дета­ ли «народного быта» были те же. Поэтому использование В. Яном этого источника вполне оправдано. Талантливо объединен­ ный с основным сюжетом, рязанский цикл не только способствует лучшему постиже­ нию исторической правды, но и обладает сильным эмоциональным воздействием. Не то — в произведениях, проанализиро­ ванных в данной статье. В большинстве из них путаница в деталях свидетельствует о недостаточном знании и, как следствие, не­ понимании авторами изображаемой эпохи. Еще хуже, когда'исторические события со­ знательно замалчиваются или превратно толкуются в угоду заданной концепции. Подобный подход был подвергнут реши­ тельной критике на юбилейном пленуме правления Союза писателей СССР, состояв­ шемся 25 сентября 1984 года в Москве. «Ни переписывать историю, ни подчищать ее нельзя»,— сказано в его документах. Велико бремя ответственности, которое принимают на себя пишущие на темы исто­ рии. Не менее ответственно, пожалуй, вы­ сказать свои суждения по поводу таких произведений. Но делать это необходимо, поскольку книги эти рассчитаны на самого массового читателя. И далеко не безраз­ лично, какое представление об истории этот читатель получит. Искажение истины недо­ пустимо, сколь бы высокими соображениями оно ни оправдывалось. Так, совершенно не­ приемлемы апологетика отдельных сторон прошлого Руси, отступления от классового подхода, которые допускает немалое число исторических романистов Такое легковес­ ное отношение не имеет ничего общего с подлинным патриотизмом. Нет нужды сти­ мулировать национальную гордость велико­ россов показом лубочных картинок. Внима­ ние к минувшему вовсе не предполагает его идеализации. «Мы полны чувства наци­ ональной гордости, и именно поэтому мы особенно ненавидим свое рабское прошлое», — писал В. И. Ленин2. Хорошо понятно также, сколь несовмести­ мы с нашей идеологией религиозные взгля­ ды, с проявлением которых иногда прихо­ дится встречаться. Наоборот, на примерах из прошлого следует показывать историче­ ский, то есть преходящий характер религии, неразрывную связь церкви с эксплуататор­ скими классами. Вообще, историческая кри­ тика является одной из наиболее действен­ ных форм атеистического воспитания, и внимательное изучение и осмысление ран­ них этапов российской истории дает для этого много материала. Если говорить о состоянии историко-худо­ жественной литературы по интересующему нас периоду в целом, то следует обметить, что ни по количеству, ни по качеству свое­ му она не успевает за потребностями се­ годняшнего дня. Подлинно талантливых и просто хороших произведений, скажем пря­ мо, немного. Некоторые литераторы просто отстали от развития общественных наук,1 2 1 Помимо ряда произведений, проанализирован- ных в статье, можно назвать романы В. Иванова «Русь изначальная» и «Русь великая», подвергну­ тые справедливой критике В. Я. Канторовичем и В. Д.Оскоцким. 2 В. И. Ленин. Поли. собр. соч.. т. 26, с.' 103. 174 либо свернули от них в сторону. Образовав­ шийся разрыв необходимо как можно ско­ рее заполнить. И здесь большую роль мог­ ла бы сыграть литература, удачно названная Ю. Суровцевым художественно-информа­ тивной. Критик показал большие возмож­ ности и неразрывную связь этого направле ния с усилением интереса к документу и факту, который характерен для всей совре­ менной литературы І. Именно фактов, а не сомнительных фантазий ждет в первую очередь от писателей сегодняшний читатель. При этом формы изложения фактического материала, соединение его с концептуаль­ ной основой могут быть самыми разнооб­ разными. Наиболее традиционным, но от этого ничуть не менее действенным, оста­ ется жанр беллетризованной биографии. В рамках обсуждаемой темы можно упомя­ нуть книгу ІО. Лощица «Дмитрий Дон­ ской», изданную в популярной серии «Жизнь замечательных людей». Интересна по своему замыслу серия «История Отече­ ства в романах, повестях, документах», предпринятая издательством «Молодая гвардия». К числу активно развивающихся в по­ следнее время жанров относится историче­ ская публицистика. Прекрасный пример — книги и статьи академика Д. С. Лихачева «Заметки о русском», «Земля родная» и др. Можно назвать и весьма спорную, но несом­ ненно обращающую на себя внимание кни­ гу Ф. Нестерова «Связь времен». Идет интенсивный поиск новых способов изложе­ ния. Таково, например, масштабное произ­ ведение В. Чивилихина «Память», назван­ ное романом-эссе и объединяющее элементы исторического разыскания, по­ лемического выступления, авторского лири­ ческого монолога, и все это — в обрамлении традиционной повествовательной прозы. Не везде автору удалось выдержать единую сюжетную линию, подчас роман распадает­ ся на отдельные фрагменты, однако и сами по себе эти отрывки представляют познава­ тельную ценность благодаря исключитель­ ной фактологической насыщенности." В процесс художественного освоения но­ вых научных достижений включаются все новые писатели, однако отмеченное отста­ вание литературы от науки пока сохраняет­ ся. Именно этим можно объяснить то обсто­ ятельство, что на страницы солидных изданий с невероятной легкостью проника­ ют сочинения, содержащие многочисленные отступления от исторической истины. С удивительным постоянством воспроизводят­ ся старые, казалось бы, давным-давно пре­ одоленные ошибочные концепции, распрост­ раняются значительные искажения и неточности. Препятствием для такого рода литерату­ ры должны стать более тщательное рецен­ зирование и редактирование произведений на историческую тему. Безусловно, более строгой и нелицеприятной должна стать и критика. Нельзя сказать, чтобы она обходи­ ла литературу этого жанра своим внимани­ ем — недостатка в рецензиях и откликах, пожалуй, нет. Но вот что худо: литератур­ ные критики, оценивая произведения, как правило, не анализируют их с точки зрения соответствия историческим фактам. Упро-1 1 Ю. Суровцев Л 1984, Лг9 7, с. 233-235.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2