Сибирские огни, 1986, № 2
правящих классов — ведут к искажению' подлинных исторических закономерностей и обусловлены, в конечном счете, одной причиной. Мы имеем в виду поверхностное знакомство ряда литераторов с письменны ми и вещественными источниками. Другая сторона этой же проблемы заключается в некритическом восприятии древних текстов, вне того громадного фактологического и— что, пожалуй, важнее! — методологи ческого контекста, который создан исследо ваниями историков-профессионалов. Поскольку сами источники, относящиеся к древней и средневековой Руси, сравни тельно немногочисленны и не охватывают всех сторон жизни наших предков, это дает некоторым писагелям возможность под менить кропотливое изучёние эпохи без удержным разгулом собственной фантазии. Определенную вину за появление такого сорта литературы несут не только сами ее создатели, но и наша критика. Разбирая взаимоотношения «романа и истории», от дельные критики изо всех сил отстаивают право на художественный вымысел, под черкивают его большие творческие возмож ности, противопоставляя его «фактографи ческому пуризму» ученых. Так, В. Оскоцкий приводит пример, как «мысль художест венная» трилогии В. Яна и романа И. Ка лашникова «оказалась зорче и проница тельнее мысли научной, защищаемой Л. Н. Гумилевым. И это говорит не о чем дру гом, как о социально-аналитической зре лости реализма, по законам которого само бытно создавались оба произведения» ’. В качестве еще одного подтверждения кри тик называет верную характеристику роли и личности Тимура в трилогии С. Бородина «Звезды над Самаркандом» и ошибочную оценку этого исторического персонажа в брошюре узбекского обществоведа И. Му- минова. Достоинства произведений В. Яна, И. Ка лашникова, С. Бородина сомнений не вы зывают. Столь же очевидно и, мягко гово ря, невысокое качество монографии Л. Н. Гумилева «Поиски вымышленного царст ва», изобилующей ошибками и искажения ми материала (на что, кстати, было указа но специалистами-историками), равно как и творения И. Муминова. Тем удивитель нее поспешность, с какой В. Оскоцкий дела ет обобщение. Что из того, что два историка написали две сомнительные книжки? При чем тут «мысль научная»? Ведь не благо даря, но как раз вопреки ей стали очевид ными эти неудачи. А «зрелость реализма» — разве она противоположна научному по знанию? Реализм так потому и называет ся, что основан в первую очередь на фак тах, а не на субъективных фантазиях и чистом вымысле. Можно быть в полной уверенности, что, не владей названные пи сатели историческим материалом в полной мере, никакие законы реализма сами ■ по себе не принесли бы им успеха. Да и стоит ли вообще абсолютизиро вать во многом условную грань, которая разделяет творчество ученого и художни ка? Разными путями они идут к постиже нию одной и той же истины. Как справед ливо отмечал член-корреспондент АН СССР В. Т. Пашуто, в настоящее время 1 В. Оскоцкий. Роман и история, е. 177. «происходит сближение предмета исследова ния истории и литературы — стремление раскрыть проявление закономерностей че рез институты, людей, их мысли, настроения, чувства» *. Полемика по данной проблеме, теорети чески достаточно серьезной, на практике ведется с неведомым противником, с приз раками. Насколько нам известно, в отече ственном литературоведецйи никогда не отрицалось самостоятельное значение худо жественного вымысла, в том числе и при менительно к сочинениям на исторические темы. А вот обязательное для писателя тре бование основывать свои построения на на учно установленных фактах хотя никем и не опровергается в теории, однако слишком часто не соблюдается на практике. Поэтому напомнить, более того, специально под черкнуть эту сторону литературного процес са, и актуально, и необходимо. В свое время А. К- Толстой в предисло вии к «Князю Серебряному» верно сформу лировал общие принципы обращения с кон кретным материалом: «Оставаясь верным истории в общих ее чертах», автор может по зволить себе «некоторые отступления в под робностях, не имеющих исторической важно сти». При этом, «чем вольнее он обращался со второстепенными историческими происше ствиями», тем строке он должен соблюдать «истину и точность в описании характеров и всего, что касается до народного быта и до археологии». Эти отступления возможны лишь в том случае, когда преследуют глав ную цель произведения: ^воскресить нагляд но физиономию... эпохи». Писатель точно схватил суть проблемы. Документальная строгость историко-худо жественного произведения определяется, в первую очередь, не скрупулезным следова нием мельчайшим деталям событий (для ученого это — непременное условие). Важ-і но, отталкиваясь от фактов, достоверно вос создать прежде всего дух времени, пока зать глдвные тенденции развития, с помощью знаний, воображения, чутья и вкуса, на основе точно выверенной общей концепции реконструировать художествен ными средствами характеры, судьбы, собы тия. Другими словами: не выдумывать на пустом месте и не перекраивать по свое му произволу реальные события, а лишь домысливать то, что, судя по совокупности известных фактов, могло и должно было быть в действительности. В качестве удачного сочетания художе ственного вымысла (здесь бы больше подо шло слово домысел, не неси оно в себе негативного оттенка, ибо выдумывать и додумывать, строго говоря, вещи разные) с историческим материалом можно назвать произведения В. Яна. В романе «Батый», например, он использует как аутентичный источник «Повесть о разорении Рязани», черпая оттуда не только общий очерк собы тий, но и некоторые подробности, вызыва ющие, с тачки зрения историка, определен ные сомнения. В научном исследовании подобный подход недопустим. Однако «Повесть», хотя и создана она после Баты- ева погрома, с исключительной силой выразила идею героической борьбы против захватчиков, которая вдохновляла русский1 1 В. Пашуто, Научный историзм и содружест во муз. Коммунист, 1984, № 5, с. 92. 173
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2