Сибирские огни, 1986, № 2
языком, лоббистѣ, влиятельные чиновни ки, чья благосклонность покупалась щед рыми подношениями. Кстати сказать, тот же Мамай был лично хорошо знаком с Дмитрием Ивановичем и одно время отно сился к нему покровительственно. Русские послы были хорошо осведомлены о заку лисной стороне жизни ханского двора и умело пользовались конъюнктурой в своих интересах. Для их приема в Сарае име лись специальные подворья, там ж? жило и немало русских купцов, действовала пра вославная церковь. Безусловно, очень многое зависело от личного произвола ханов, многое, но не все. Орде приходилось в . какой-то мере считаться и с реальной ситуацией: ведь стоило перейти определенную границу в установившихся отношениях, как можно было.нажить серьезные неприятности со стороны Руси. Между тем ханы были весь ма заинтересованы в том, чтобы по воз можности без потерь эксплуатировать свой русский улус. Князь, исправно выплачи вающий дань и ведущий себя лояльно, вполне мог рассчитывать на поддержцу и защиту ордынских правителей, а сумевший чем-то угодить — и вовсе обретал особое покровительство. Крупные столкновения Москвы с Ордой накануне посольства Ва силия, конечно, могли сулить большие осложнения, но ведь завершилось же оно весьма успешно! Стремясь драматизировать повествова ние и рисуя поездку в Орду чуть ли не как «путешествие на тот свет», Б. Дедюхин, нам кажется, допускает анахронизм. Он переносит обстоятельства XIII века, когда татаро-монгольское владычество над Русью только устанавливалось и, соответственно, всяких эксцессов было больше, на период более поздний и существенно иной. Нельзя,не отметить и того, что, характе ризуя татар, автор, сам того не замечая, местами сбивается на карикатурность. И пьют-то ордынцы безобразна, «...пили поднесенную им Кошкой брагу жадно и неопрятно, так что без гадливости и смот реть на них было нельзя». И женщины-то у них уродливы: «Царица Тувлуйбека, надо думать, считалась красавицей писаной, вер хом совершенства, потому что у нее вовсе носа не было, а лишь две дырки на его месте». И пахнет-то от них мочой и не чистотами. Побуждения автора можно по нять, но трудно согласиться со столь очевидной прямолинейностью. Патриотизм состоит не в том, чтобы возвысить свой народ, принизив противника. Взвешенное и обдуманное описание вместо заострен ного шаржа было бы и- уместнее, и убе дительнее. Много, вопросов возникает и тогда, когда читаешь о побеге Василия из Орды. Преж де всего заметим, что Б. Дедюхин, осознан но или нет, допускает здесь искажение самой ситуации. В романе княжичу удает ся бежать лишь со второй попытки, в пер вый же раз его излавливают и в наказание переводят жить из просторных палат в курную избу. Но из летописей мы знаем, что ничего подобного в действительности не было. Под тем же 1386 годом встречаем запись: «Того же лёта (1386) побеже из Орды князь Василей Дмитриевичи Суж- дальского Кирдяпа, и срете его посол (та тарский.— В. Е., С. К.), изнима его и при- веде его в Орду к царю, и за то прият от татар йстому велику». Другими словами, Б. Дедюхин спутал московского Василия Дмитриевича с его суздальским тезкой, недобро известным тем, что в ^,382 году он вместе со своим братом предательски уго ворил москвичей открыть ворота - города полчищам Тохтамыша. Большие сомнения в исторической досто верности вызывает авторская трактовка последующих событий. Причина бегства Василия, по Б. Дедюхину, состояла в том, что ему наскучило сидеть в неприветли вой Орде, тоскуя по родному дому. Но, как мы уже говорили, Василий бежит в Москву кружным путем. Автор объясняет это тем, что он боялся гнева отца, который, естественно, не похвалил бы его за само вольство. И поступил бы, вероятно, пра вильно: ведь бегство заложника из Орды — серьезная политическая акция, чреватая для Москвы многими неприятностями. Странно, однако, следующее: если пятнад цатилетний подросток еще не отдает себе отчета в серьезности этого шага и готов пожертвовать политическими интересами государства в угоду своей прихоти, то сопровождавшие его умудренные опытом бояре из числа «лутчих», они-то о чем думали? Неужели им, как и Василию, за хотелось почграть в бабки и покататься с ледяных московских горок, неужели они-то не сообразили, что, подбивая нера зумного княжича на побег, неизбежно на влекут на себя грозный гнев Дмитрия Ива новича? На эти вопросы автор не дает ответа. Летописные источники на сей счет мол чат, но приведенное выше соображение заставляет усомниться в обоснованности гипотезы Б. Дедюхина. Гораздо более вероятной представляется следующая оцен ка событий: бегство из Орды произошло с благословления и при поддержке велико го князя московского, но, дабы замаски ровать свое участие, и не навлечь гнев Тохтамыша, Дмитрий Донской не велел своему наследнику показываться на Москве, а отправил к Витовту, чтобы Василий по сватался к его дочери. Специально в исторической литературе, насколько мы знаем, этот вопрос не изу чался. Начиная с В. Н. Татищева, историки попросту воспроизводили соответствую щие летописные свидетельства. Но уже Н. М. Карамзин проницательно заметил: «Вероятно, что бегство его (Василия.— В. Е., С. К.) из Орды было следствием намерения Дмитриева свергнуть иго Тох- тамышево: другие случаи также доказывают сие намерение». Тогда все становится на свои места: вызов Орде и . династический союз с Литвой — две стороны одной и той же политики Москвы, направленной против ханов. Косвенным свидетельством, на первый взгляд подтверждающим позицию Б. Де дюхина, может служить один из пунктов завещания Дмитрия Донского, где великое княжение остается за Василием, но с одною оговоркою: «А по грехом отъимет бог сына моего, князя Василия, а хто будет под тем сын мой, ино тому сыну моему княж Ва сильев удел, а того уделом наделит их моя княгини». Смысл пункта в том, что 169
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2