Сибирские огни, 1986, № 2
жна выноситься не. конкретному историче скому деятелю, а тому месту в истории, на котором он волею судеб оказался. А проиг рай Дмитрий Куликовскую битву, что же, тогда можно было бы показывать на нем тяжесть феодальной эксплуатации? Подобная оглядка на конъюнктуру глу боко несостоятельна и по соображениям этического порядка. Представим себе, что историк в специальной монографии нарисо вал бы портрет Дмитрия Ивановича в духе B. Возовикова. Он тотчас подвергся бы строгой и нелицеприятной критике коллег, ибо в науке подобные «вольности» недопу стимы. И всем это кажется естественным: ведь задача науки — постигать истину. Но разве не в тех же поисках правды состоит самое существо литературы? Или, может быть, истина бывает двух, вцдов: одна — историческая, другая —литературная, одна —для избранных знатоков, другая —для массы, на ширпотреб? Сознательная лакировка, упрощающая и обезличивающая историческую действи тельность, не только свидетельствует о поверхностном взгляде писателя на вещи, но и демонстрирует неуважение к читателю, поскольку молчаливо предполагает, что ничего иного, кроме зализанных трафаре тов, он не ждет. «Попробуй напиши, как на самом деле было,—■не поймут!» — так, вероятно, рассуждает кое-кто, вырисовывая очередной исторический шаблон. Хочется возразить: поймут, и поймут правильно! Поняли же «Капитанскую дочку» Пушкина, и никому и в голову не приходит говорить, что поскольку Пугачев — народный герой, он не та фигура, на примере которой стоило бы показывать жестокость крестьян ского бунта. Равным образом, едва ли кто упрекнет А. Толстого в том, что, создав исторически достоверный образ Петра I, правдиво показав наряду с грандиозным значением его преобразований также и страшную цену, за них заплаченную, пи сатель принизил или представил в ненадле жащем свете одного из прогрессивнейших деятелей русской истории. А взять роман C. Бородина: ведь включил автор в свое повествование эпизод, когда Дмитрий Ива нович, дабы сохранить тайну, приказал безвйнно казнить смертью мастеров, строивших каменный Кремль. Эпизод — легендарный (применительно к Ивану Гроз ному сходную легенду использовал Дм. Кедрин в прекрасном стихотворении «Зодчие»), но неправдоподобным его не назовешь; напротив, он усиливает истори ческую и художественную достоверность образа Дмитрия Донского. В древнерусской литературе Дмитрию Донскому посвящено особое сочинение, включенное в ряд летописных сводов и известное под названием «Слово о житии и о преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя русьскаго». Исследуя его, Л. В. Черепнин заметил: «Можно ли на основе характеристик Дмитрия Донского, имеющихся в «Слове», воссоздать реальный облик этого князя как человека и правите ля? Нет, эти характеристики представляют собой литературные штампы типа сплошных гипербол. В изучаемом произведении нари сован лишенный живых человеческих черт образ добродетельного князя, с юных лет стремящегося к большим делам, руково.166 димого в своих поступках страхом божьим, благочестивого и обладающего высокой нравственностью» Г В. Возовиков (как и Д. Балашов в слу чае с Калитой) чуть ли не целиком вос произвел этот, говоря словами историка, «малореальный облик «рыцаря» — «стра жа» Русской земли» и, сам того не желая, повторил каноны средневековой феодаль ной историографии. Заслуги Дмитрия Дон ского перед Отечеством велики, имя его по праву навсегда осталось в благодарной памяти потомков. Но именно в силу этого величия нет у нас ни необходимости, ни тем более морального права подправлять и приукрашивать историю, пусть и с самы ми благими намерениями. Опубликованный одновременно с произ ведением В. Возовикова роман Б. Дедюхи на «Чур меня», хотя и посвящен той же эпохе, но сюжет его иной. Если 'С. Боро дин главное внимание уделил событиям, предшествующим Куликовской битве, а В. Возовиков — самому сражению, то Б. Дедюхин взял победу русских войск над татарами, по сути, за отправную точку повествования. Сама битва при этом оста ется как бы за кадром, поскольку главный герой романа, вокруг которого группируют ся события,— малолетний сын Дмитрия Донского Василий, будущий великий князь. Это обстоятельство определило хронологи ческие рамки произведения, охватывающие период с 1380 по 1389 год, когда восемнад цатилетний Василий I Дмитриевич вступил на московский престол. Такой подход нельзя не признать вполне оправданным, ибо подобное смещение угла зрения дало автору возможность предста вить читателю события и исторические пер сонажи, ранее не нашедшие отображение в художественной литературе. Между тем период непосредственно за Куликовской битвой не просто интересен в познаватель ном отношении, но и важен для понимания исторических последствий великой победы на Дону. Перед русским народом встала задача еще прочнее сплотиться вокруг Москвы, чтобы окончательно сбросить та тарское иго. Как известно, одно из главнейших требо ваний к историко-художественному произ ведению — достоверность в изображении исторической обстановки, и, естественно, большое значение здесь принадлежит язы ку и стилю. Важные для любого рода ли тературы, в исторической прозе они несут на себе совершенно особую нагрузку, и от того, насколько преуспел в них писатель, в немалой степени зависит успех его тво рения. Да и как иначе! Трудно представить себе глубокие, тонкие мысли и чувства, выраженные убогими средствами. Столь же невероятно, чтобы глубокому проникнове нию в ту или иную историческую эпоху соответствовали фальшивые язык и стиль изложения. Если посмотреть на роман Б. Дедюхина с этой стороны, то он производит впечат ление вполне благоприятное. Автору уда лось, как нам кажется, соблюсти «золотую середину»: избежав натужной стилизации, присущей двум последним произведениям Д. Балашова, он органично соединил совре-1 1 Л. В. Черепнин. Образование Русского цент рализованного государства, с. 659.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2