Сибирские огни, 1986, № 2
В. Возовикова. С одной стороны, мы видим отчетливое стремление и здесь показать чи тателю живого человека. Вот о чем раз мышляет князь, получив известие о готовя щемся татарском нашествии: «Зачем поднимать эту гору? Зачем рисковать тем, что у тебя есть? Беги в Орду с изъявлением полного покорства, прими условия Мамая, откупись великой данью — и покатится твоя княжеская жизнь легко и бестревож но». Вполне возможны подобные сомнения — легко ли 1»е убояться многотысячной ра ти грозного противника? Но, к сожалению, в целом автор предпо чел проторенный путь неумеренной идеали зации. Князя, по его уверению, нисколько не страшит гибель: «собственной смерти он не боялся», ибо «что значит жизнь одного человека, даже государя, в сравнении с жизнью целого княжества!». И далее: «Воз можно, и Дмитрий пошел бы к Мамаю, будь он уверен, что его личная жертва ос тановит Орду». Столь прямолинейная самоотверженность, при всем героизме и заслугах московского князя, невольно вызы вает сомнения: ведь бежал же 'он два года спустя после Куликовской битвы от Тохта- мы.ша , бросив осажденную Москву на про извол судьбы! Что до личной храбрости князя, то тут, быть может, писателя укорять и не стоит. Совершенно нельзя согласиться с другими качествами, приписываемыми Дмитрию. Речь идет об его отношении к простому на роду. Как и Калита у Д. Балашова, Дон ской в изображении В. Возовикова печется и тужит о мужиках самым неправдоподоб ным образом. Автор, не жалея сил, стара ется убедить читателя в том, что для него «само слово «народ» одицетворяло... не совсем понятную, бесконечную огромную силу, которая берегла его, как пчелы бере гут матку. Без матки улей погибнет, но что матка без улья! Народным настроением, народным мнением Дмитрий дорожил пре выше всего». В. Возовиков не ограничивает ся одними только подобными декларация ми. Не смущаясь явным упрощением, он воспроизводит заведомо неверную концеп цию «доброго народного князя», который только потому не может восстановить спра ведливость на Руси, что сил одного челове ка недостаточно для этой огромной задачи. Двигаясь по исхоженному кругу, нелегко избежать готовых стереотипов. Так, напри мер, является сценка, где князь инкогнито молотит крестьянскую рожь. «Мужики с удивлением и робостью следили за могучим осанистым человеком, который так ловко делал крестьянскую работу своими белыми боярскими руками. Лишь парень тянулся к коню, оглядывал его поглупевшими от вос торга глазами». Эпизод этот выглядит по меньшей мере ненатурально. Еще ненату ральнее одолевающие князя мысли. Рабо тая цепом, он раздумывает: «Но ведь все наоборот: господа своим рабам обязаны... человеком должен владеть только человек, но не скот, не зверь в облике человеческом, тогда, может быть, эти мужики еще долго долго не дойдут до мысли, что и человек не смеет владеть другим человеком, как вещью или животным. Да и кто обязал че ловека подчиняться другому человеку?». Здесь же Дмитрий мечтает и о появлении «нового боярина, удельного князя», «не сле пого муравья, не безответного раба госуда ря, но господина жизни с обостренным чув ством достоинства и гордости». Читать подобное просто удивительно. От куда, позвольте спросить, все это резонер ство в голове московского князя XIV века? .На основании каких фактов и исторических свидетельств постулировал сие автор? А что это , за фигура такая — «новый», «культур ный», назовем его так, боярин, о кото'ром мечтает князь Дмитрий? Ни бояр таких никогда не было и быть не могло, ни фак тов и свидетельств, подтверждающих по зицию В. Возовикова, не существует. Князь Дмитрий Иванович, как и дед его Иван Калита, как и многие другие русские вот чинники, был типичным феодалом того вре мени со всеми присущими его сословию качествами. Целиком прав Л. В. Черепнин, который ’писал о нем: «Передовой деятель XIV в., Дмитрий Донской был сыном своего класса. И когда жизнь ставила вопрос о размежевании классовых сил, его действия не удовлетворяли требования народа» '. Безусловно, ошибкой было бы впадать и в другую крайность: пустившись в вульгар ный социологизм, рисовать того же Дмит рия Донского всего лишь беспощадным угнетателем народа, помышляющим исклю чительно о своих личных выгодах. Госу дарственный деятель тем и отличается от захолустного боярина-шкуродера, что мыс лит шире и масштабнее. И все же мы наме ренно заострили проблему, чтобы нагляднее показать, сколь далеко от исторической цетины уклоняются в поисках положитель ного героя иные литераторы. Допущенный В. Возовиковым «перекос» в изображении Дмитрия Донского — ошибка, повторяем, типичнейшая. В той или иной степени ее с удивительным постоянством воспроизводят многие авторы, работающие в историческом жанре. И не только литера торы. Вот что утверждает, к примеру, исто рик В. В. Каргалов, кстати сказать, совер шенно справедливо критикующий многих авторов за идеализацию исторических пер сонажей, но для Дмитрия Донского делаю щий исключение: «Победитель Орды на Ку ликовом поле — не тот образ, на примере которого стоило бы показывать тяжесть фе одальной эксплуатации»1 2. Трудно согласиться с таким заявлением. Где, спрашивается, критерий, по которому надлежит подразделять исторических деяте лей на тех, на ком «стоило бы» и на ком «не стоило бы» показывать то-то и то-то? Ведь относительно Калиты В. В. Каргалов не сомневается в том, что он из тех, кого «стоит». Кстати, Л. В. Черепнин особо отме чал, что при всех различиях в действиях Калиты и Донского «вряд ли причины столь разного поведения можно видеть лишь в различии личных качеств и намере ний самих князей. Эти намерения были не столь различны»3.. Иными словами, не столько личностью, сколько обстоятельства ми определяется место в истории каждого из них. В таком случае, если следовать В. В. Каргалову, выходит, что оценка дол 1 Л. В.Черепнин. Образование Русского центра лизованного государства.'с. 662. 2 В. В. Каргалов. Московская Русь в советской художественной литературе. М., Высшая школа. 1971. с. 107. 3 Л. В. Черепнин. Образование Русского цент рализованного государства, с. 661—632 165
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2