Сибирские огни, 1986, № 2
В. ЕВСЮКОВ, С. КОМИССАРОВ ИСПЫТАНИЕ ИСТОРИЕЙ ш П римечательной особенностью совре менного литературного процесса яв ляется то, что тема монгольского нашествия и владычества привлекает вни мание не только, русских, но и националь ных прозаиков. Отдельные аспекты этой большой темы затрагивали А. Алимжанов, А. Кекильбаев, А. Якубов и другие писате ли.' Монгольский период, оказавший зна чительное влияние на историческое раз витие и на сам процесс этногенеза среднеазиатских народов, совершенно закономерно стал одним из объектов того широкомасштабного художественного освое ния национальной истории, которое харак терно для сегодняшней советской литера туры. Об этом свидетельствует выпущен ная недавно в свет обширная трилогия «Золотая Орда» казахского писателя Ильяса Есенберлина. Первые две книги опубликованы в №№ 8—10 за 1982 г. и №№ 2—4 за 1983 г. журнала «Простор». Третья книга вышла в свет в №№ 1—3 за 1984 г. того же журнала —уже после смерти ее автора. Для И. Есенберлина это произведение — закономерное развитие предыдущей трило гии «Кочевники», особенно первой ее части («Заговоренный меч»). Художествен ный анализ событий, связанных с деятель ностью поздних чингизидов в Средней Азии, закономерно подвел писателя к проблеме истоков исторической ситуации. Есть даже образ, который соединяет две трилогии друг с другом. Символично, что это — народный певец—жырау Асан- Кайты. И. Есенберлин осознает себя потомком тех кочевников, которые воевали под зна менами монгольских ханов. В ряде мест он наглядно показывает, как пришлые монголы все больше растворяются в массе местных тюркских племен. Описывая одно из состязаний в царствование Токтая (Тох- ты), автор подчеркивает: «На этот раз соревновались между собой уже не мон- Окончание. Начало в Кз !. голы и кипчаки, а роды, потому что давно эти два народа говорили на одном языке, и обычаи их стали неотличимы друг от дру га. Некогда грозные завоеватели, при шедшие с далекого Востока, растворились в великой степи». Здесь он полностью сле дует выводам ученых, на основе анализа письменных источников и материальной культуры установивших, что «собственно монголы, составлявшие небольшую часть общего числа жителей созданных ими улусов, неизбежно растворялись в общей массе местного тюркоязычного населения, принимали его язык и обычаи» ’. Однако, видя в истории Золотой Орды часть истории и своего народа, И. Есенбер лин далек от мысли идеализировать прош лое, зачислить в разряд великих деяний все те опустошительные набеги и кровавые погромы, которым подвергали соседние страны монголо-татарские полчища. Он под черкивает хищнический характер Орды, не способной «жить иначе, как за чужой счет». Это отражено уже в названиях трех романов, составляющих цикл: ^«Шести- главый айдахар», «Шесть голов айдахара» и «Гибель айдахара». Суть образа драко- на-айдахара автор"поясняет словами муд рого Актайлак-бия, предводителя выступ ления против Едиге-хана: «Ханская власть — это шестиглавый дракон. Он бу дет глотать людей до тех пор, пока не най дутся батыры, которые отрубят ему голо вы». Находившийся в руках феодальной знати громадный репрессивный аппарат обращался не только против соседних народов, но и против соплеменников. Сле дуя классовым принципам в изложении материала, И. Есенберлин показывает, что весь период монгольского владычества наполнен народными выступлениями про тив непосильного гнета. Таким образом, И. Есенберлин наметил надежный исторический фундамент для создания подлинно эпического произведе ния. Однако — и здесь мы согласны с мне нием Ю. Суровцева —в полной мере реа лизовать эту возможность писателю не <История Казахской ССР. Алма-Ата. Наука. 1979. т. 2. с. 244. 161 I
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2