Сибирские огни, 1986, № 2

нервов, железных плеч. В этом «металле» трудно не потеряться живому человеческо­ му чувству — у лирического героя, этого невозмутимого гиганта, «и сердце —на ла­ дони к железу стало прирастать». Да ведь труд, в сущности, обыкновенное, необходимое дело. Тот, кто добросовестно трудится, получает к тому же моральное и материальное удовлетворение. (Сама по себе работа не бывает ни честной, ни бес­ честной — такой ее делает человек. Можно любую, самую красивую работу превратить в пытку, можно наказывать трудом — все зависит от человека.) Воспевать героическое в трудовых буднях — очень важное и необходимое дело, но оно вдвойне сложно потому, что художник, изображая «производственный процесс», не должен забывать: это — не самоцель, глав­ ная задача — постичь характер труженика. Слова Н. Некрасова: «Поэтом можешь ты не быть,- но гражданином быть обязан» — не должны восприниматься как благосло­ вение создавать стихи о труде из сообра­ жений лишь общественно-практических, без достаточно глубокого чувственного усилия, пристального внимания к движениям души, лирического героя. Тем более что . внутрен­ ний мир простого человека отличается той красотой, о которой можно сказать словами Н. Рыленкова: «Здесь краски не ярки, здесь звуки не резки». И чтобы понять эту сти­ хию — «здесь мало увидеть, здесь нужно вглядеться». Не удивительно, что поэзия «огненного труда» с ее грохотом кузнеч­ ного молота, или ослепительными вспышка­ ми электросварки, или всепожирающим жа­ ром доменных печей зачастую не всегда улавливает то главное в человеке труда, что проникнуто неброской скромной силой. Не так-то просто понять настроение чело­ века в рабочей спецовке — оно далеко не всегда отражается на его лице, каким бы ни было оно открытым и простым. Чего-че­ го, а духовности, глубины нравственного со­ знания человеку труда не занимать. Пото­ му, что поэтична по своей природе душа его. В лучших образцах современной поэзии, продолжающей традиции русской классики, убедительно показано, что в характере прос­ того человека сконцентрирована та неисся­ каемая нравственная сила, которая насы­ щает, все его мечты, мысли, познания духом коллективизма, сотоварищества. В человеке труда «ясно и крепко сознание», потому что оно несет в себе все доброе, высокое, что было в сознании предшествующих по­ колений тружеников. Мелочное, низкое, глупое в нем не оставляет следа. Его душа постоянно самоочищается благодаря обнов­ ляющей тяге делать жизнь лучше, краше, светлее, благодаря требовательности к себе и готовности бороться за вечные идеалы справедливости и правды. Внутренний мир йоложительного героя — современного труженика — пронизан чувст­ вом истории, культуры народного труда. Для него одинаково дорог духовный опыт древних мастеров Рублева и Дионисия и опыт создателей первых атомных электро­ станций. Для него — советского человека, наделенного развитым национальным само­ сознанием и гражданской активностью,— вопрос народной культуры не утилитарно­ познавательный, не этнографический, но продиктованный жизненной необходи­ мостью. Главным объектом лирики, какой бы она ни была — гражданской, патриотической, публицистической или «производственной», всегда был и остается характер человека, его духовно-нравственный облик. Показать ха­ рактер труженика с наибольшей глубиной удается в том случае, когда внимание за­ остряется не на внешней стороне работы, какой бы впечатляющей она ни была, не на примерах производственных рекордов, а на картинах рядовых будней обычного тру­ женика. Обостренное внимание к движениям его внутреннего мира дает возможность создать не только подливные картины тру­ дового героизма, подъема духа труженика, но и прикоснуться к их истокам, проникнуть в сущность характера человека. Дальнейшее постижение этого характера будет зависеть от приверженности современ­ ной поэзии традициям отечественной клас­ сики, от способности наследовать не только ее художественный, но и гражданский опыт. Образ современного человека труда откроется тому, кто идет к нему, вдохнов­ ляясь обычаями, жизненным укладом, ду­ ховными ценностями народа, раздвигая гра­ ницы собственной души.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2