Сибирские огни, 1986, № 2
вать, что главная причина его духовных и материальных неудобств — простота. Ах, что со мною, что со мною? Мой быт — не ягода с куста. Нет, нет, да за моей спиною Шепнут: «Святая простота». Бывает, встретят и похвалят И за меня поднимут тост. Но тут же тоненько ужалят. Мол, не поймет — уж больно прост. Иду, спешу к заветным вехам. Слова чужие бьют, как нож: Когда ты станешь человеком И простоту в себе убьешь? Я не шумлю, я не лютую. А В думах трудное, свое — Не как убить ее. святую. А как бы сохранить ее. Так и видишь ссутулившегося человека в пустой комнате, где сидит он один за сто лом, подперев кулаками голову, тяжелую от невеселых дум. Хотя он и ушел целиком в свои переживания, однако не считает, что на его трагедии сошелся клином белый свет. Он подкупает своей непосредствен ностью. Такого с удовольствием «тоненько ужалят» — все равно не поймет. Лириче ский герой не ответит тем же — это не в его правилах: чтобы «тоненько ужалить», нуж но иметь душу, опутанную помыслами инт риг, себялюбивую. Почему же так отстаивает человек свою простоту? Здесь важно отметить, что его образ — по своему мышлению, мировоспри ятию, внутреннему складу и нравственной наполненности —смело можно отнести к народному типу. «Святая простота» в созна нии героя — это воплощение народных представлений о духовной красоте. Само понятие «простота» имеет широко раз ветвленные этические корни. Оно родствен но понятиям «прощать», «простить», то есть освободить душу от вины, проступка,, сделать ее простой. Недаром в старину при расставании всегда просили прощения за обиды, желая избавиться от тяжести вины, содеянного греха, чтобы душа вновь обрела чистоту, легкость, незапятнанность. Потому и называли раньше расставание более точным, отражающим нравственное содержание этого события, полузабытым ныне словом — простгёны. Как много в нем открытого, сердечного чувства! Простой человек •издревле — беззлобный, бескорыстный, лишенный всего, что застит, заслоняет простор духовного зрения (не случайно — слова «простор» и «простота» — родственные). В народном понимании спра ведливость и правда только там, где «все доверчиво и просто». Ибо в ней — просто те — в растворенном виде нравственное здо ровье. Конечно, если простоте, как и честно сти, не хватает доброты — «она всего лишь мертвая вода». В ней, в доброй простоте — корни жизне любия, жизнестойкости души, ее способно сти оказывать сопротивление натискам мо ральной скверны. Простоте никак не свой ственно чувство самосохранения, подозри тельности, наоборот, присуща какая-то без оглядная доверчивость. Вот почему ее «слова чужие бьют как нож» — без прома ха, хладнокровно. «Когда ты станешь чело веком?» — вопрошает незримый противник. Но вот вопрос — каким?.. Что же вызывает враждебность у желаю щих видеть «человеком» того, кто «уж больно прост» и «всему с улыбкой внима ет»? Наверное, она — правда, которая всег да на устах лирического героя, не владею щего искусством лжи и притворства. Ибо только ложь требует нарочитости, неестест венности, то есть непростоты в выражении эмоций. Лирического героя интересует в человеке не пигмейская, обывательская правда, а правда большая — рабочая (он трудолюбив, открыт, не лукав, всегда готов прийти на помощь). В любой простоте есть какая-то добрая снисходительность к чу жим недостаткам. Простота характера предохраняет от размывания свое, личное, сокровенное. Нас тоящей личности чуждо актерство в чело веческих взаимоотношениях. Ведь с каждой новой «ролью» обязательно деформируется нравственное ядро собственного «я». Вле зая в чужую оболочку и сбрасывая ее за тем, человек теряет с каждым разом части цу своего, неповторимого. Трудно восста навливаются клетки души, разъединенные ядом притворства, перевоплощения. Вот почему в думах лирического героя «труд ное, свое»: как не покривить душой... Как видим, простота —тоже одна из на дежных основ народного характера лириче ского героя-труженика. Таким образом, живую духовно-нравст венную цепь, как бы скрепляющую сознание человека труда, можно представить себе еще полнее: работа — хлеб — совесть — красота — долг — простота. Разумеется, ряд этот весьма неполон и условен, понятия эти можно легко менять местами, но зна чение и роль их не изменятся, они остаются наиболее существенными мировоззренче скими звеньями. Неплохо, конечно, если какой-нибудь «интеллектуал», поднаторев в освоении проблем современных философских учений, уверенно оперирует идеями Цицерона или Сенеки, непринужденно цитирует Рембо и Сартра. Но, когда на вопрос: что такое простота?— он глубокомысленно отвечает: «Простота — это глупость», — почему-то очень его жаль. И снова поневоле прихо дит мысль о необходимости надежной свя зи между накопленными знаниями и нацио нальными духовными ценностями. Ведь без нее — такой связи —любой -интеллект мастера, специалиста своего дела, легко может стать орудием зла: можно быть автором оригинальных открытий, проектов и не менее изобретательно при этом вре дить людям — и в этом не будет ни капли невежества. Можно взяться за очень ответ ственное дело и долгие годы создавать видимость успеха — благодаря прожектер ству, аффектации, актерству, —тем самым нанося делу непоправимый урон. Чем чище, открытей душа, тем неприступ нее она для темных сил эгоцентризма, космополитизма. VII Одна из слабых сторон современной поэ зии о труде — ощущение избранности сво его предмета, заданности, необходимости показать «героическое», «выдающееся». По тому и бывает в стихотворениях иной раз тесновато от бронзовых мускулов, стальных 159
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2