Сибирские огни, 1986, № 2
День ото дня, день ото дня Огонь грядущего видней. Горит — не руки греть над ним, Не жарить жирный куш на нем. Над яростным — сердца родним. Чтоб полыхать одним огнем. Поэт здесь не столько осмысливает, сколько живописует, броско показывая увиденное. Его любовь к простому челове ку проникнута пафосом «огненного труда». Для лирического героя А. Балина, кажется, нет никаких преград: что бы ни случилось — «не то сумеем одолеть». Герой сразу же приковывает к себе вни мание своим впечатляющим видом: «На ро бах соли крупный снег, зной обжигает лбы и рты». Во всем — необыкновенная сила, он, кажется, не раздумывая готов идти в самое пекло. И, разумеется, такому чело веку «день ото дня огонь грядущего вид ней». Если лирический герой А. Люкина старается как бы раствориться в коллекти ве, то герою А. Балина нелегко остаться незамеченным в рабочей среде. «Я к звез дам держу направление счастливой своей головой», — заявляет он. Это — человек не только сильный физически, но и любйщий необычные мечты—не как у всех, умеющих говорить красиво. Не каждый рабочий осме лится так выразиться: «мы полны отцов ских нег, и нежности, и доброты». Идя от жизни, можно предположить, что слова: «нам в зареве сплошных огней... огонь гря дущего видней», «мы — конденсаторы ог ня» —должны принадлежать скорей всего вожаку, лидеру, чем «среднему» рабочему. В стихотворении А. Балина вырисовывается образ передовика-ударника, чей портрет не сходит с заводской доски Почета. Вряд ли его когда-нибудь посещали такие «упадни ческие» мысли, какие вполне естественны для героя А. Люкина: «и бросил бы, да есть охота, устал, а все же заверши». Конечно, ни в коем случае нельзя проти- поставлять поэзию А. Люкина стихам А. Ба лина. У каждого — свое видение мира. Речь идет о том, чтобы пафос картин труда и образов рабочих всегда был в соответствии с жизненным смыслом самого труда и с главной сутью характера рабочего человека. Каждый поэт волен по-своему понимать внутренний мир простого человека. Можно и восхищаться, и признаваться в любви к нему: Ведь без тебя не прорастет зерно. Остынет сталь, ракета не взовьется. А сердце бьется. Понимаешь? БьетсяІ Тебе, мой друг, принадлежит оно. Без лести обойдемся, без вранья: , Бери его и безрадельно властвуй. Прочти его и заяви мне: «Здравствуй! А ведь, пожалуй, это вправду я». Помнится, А. Твардовский тоже говорил однажды: «Пусть читатель вероятный ска жет с книжкою в руке: «Вот стихи, а все понятно...» Все дело в том, что поэт здесь обращается не к отдельной аудитории или категории слушателей, а к читателю вооб ще, не давая никому предпочтения. А. Твар довский не писал стихи специально «для рабочих», хотя героики рабочих будней в его поэзии не занимать. И, кроме того, трудно представить себе, чтобы он, изобра жая, скажем, образ крестьянина, при этом тряс ему руку и заверял, что обойдется «без лести, без вранья». В традициях русской советской классики, воспевающей труд, —достаточно назвать, например, имена В. Казина или Я. Смеля кова — всегда было стремление говорить одинаковым языком и с рабочим, и с кол хозником, и с интеллигентом. Все-таки верно сказал А. Люкин: «нам уже не мо золями надо гордиться, нам гордиться умом». Тем проницательным умом, думаю щим сердцем, которыми наделили своих героев, скажем, А. Прасолов или Л. Ре шетников. Одним из несовершенств современной по эзии о труде является то, что лирический герой зачастую выглядит немножко счаст ливее, чем в реальной жизни — он героиче ски преодолевает л ю б ы е трудности. Про стецкое выраженье лица, задорный взгляд, белозубая оптимистичная улыбка — вот ставшие традиционными черты портрета современного рабочего. Эти черты, конеч но, не лишние, хотелось бы только, чтобы они не растворяли в своем сиянии дру гие — более тонкие, отражающие слож ность, неоднозначность, противоречивость внутреннего мира простого человека. А. Ба- лин создал немало по-настоящему сильных стихотворений о фронтовой юности, о бо евом товариществе, сумев отразить настро ение своего поколения. В стихотворениях же о труде проявилась довольно распрост раненная тенденция. ...Соревнуюсь. Руку жму. Желаю Я победы своему дружку И не знаю—добрая иль злая? — Ударяет зависть по виску. Он, дружок, ловчей меня, пожалуй. Петрит в производственных делах. План рванет — герой на всю державу, В премиях, ударных вымпелах. Натореет заседать в профкомах. Разве чудо под ладошный плеск Н аставлять на девушек знакомых Галстук с пальмой и штиблетный блеск? Ну а я? Иль лаптем щи хлебаю? Поднажму, короче говоря. Поднатужусь (вывози, рябая!) ' Вместе и придем — к ноздре ноздря. У лирического героя и зависть «улетучит ся в два счета», он—умиленный—представ ляет: «станут с нами ласково носиться: «Слава, слава золотым рукам!» Н§т, никто не утверждает, что из поэзии «огненного труда» надо изъять романтику и мечту. Трудность в том, чтобы в харак тере такого героя не проглядывала парад ность, чтобы не казался он каким-то радост но-уверенным в себе, любые житейские и производственные проблемы решающим без ошибочно и наверняка. К сожалению, по добный подход к образу рабочего нередко становится тенденцией. Ну, а если у него такой жизнерадостный характер, могут задать законный вопрос, разве можно ставить в вину горячность или восторженность? А если иначе он не умеет и любит свое дело страстно, радуясь всему ослепительному и яркому, что непременно есть в грохочущих буднях? Верно, каждый волен любить дело по-своему —тем более что даже «за неразумную любовь мы осуж дать себя не вправе». Но в поэзии важнее другое —чтобы любовь не перешла в бес страстность. 157
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2