Сибирские огни, 1986, № 2
личное, свое. Его стихотворение — не абст рактное, отвлеченное мудрствование. Веч ные истины он открыл в своей жизни зано во, сам. «Любить людей за их тяжелый труд» — не значит любить всех без разбора, главное — видеть в каждом то доброе, что помогает ему выполнять труд. Не будет большим отступлением от темы, если автор этих строк приведет живой при мер активного воплощения в жизнь этого духовного лозунга человека труда — «лю бить людей». Мне посчастливилось встре титься однажды с прославленной труже ницей, четверть века проработавшей на одной из шахт Кузбасса (сначала — коно гоном, потом — горным мастером), но так и не ушедшей на заслуженный отдых, Ефро синьей Даниловной Федоровой. Она была теперь диспетчером на камвольном комби нате в родном городе. В ее «кабинете» не прерывные звонки, а в «приемной» шумно толпилась шоферская братва, которую она называла по-матерински «детки». Тут к ней вошел незнакомый человек за советом: хотел бы устроиться мастером — на погрузку, да вот сомневается, справится ли.' Ведь грузчикам, как говорится, палец в рот не клади... Ефросинья Даниловна даже привстала со стула: — Извините, как вас по имени-отчеству? Вы говорите, ненадежный народ — грузчи ки? Нет, народ у нас хороший, добрый... Надо любить людей — и они вас не оби дят!.. При этом ее голос, огрубевший от гром ких разговоров по телефону, неожиданно потеплел, а лицо — по-крестьянски загоре лое и обветренное — помолодело от нахлы нувшего внутреннего света. В ее словах было столько откровенной убежденности, что посетитель как-то сразу смутился — точно школьник, которому напомнили прос тое, но забытое правило. Оно хорошо выражено в строках А. Лю- кина: «Что людям дал, тем и богаче стал». «Надо любить людей, и они вас не оби дят...» И мне подумалось: а разве ее не обижали — доверчивую, простую? Но лю бовь ее к людям не стала осмотрительней. Лирический герой А. Люкина также не ожидает, что его вознаградят за участие в людских судьбах. «Такое счастье лишь у сильных есть», — говорит поэт. В чем же внутренняя сила советского ра бочего? Не в том ли, что саму жизнь — «нагую до неприличного» — он восприни мает творчески, видя в ней прежде всего лучшую сторону? Ведь только чувствуя положительное начало, можно накапливать в себе духовный опыт, только проникая сердцем в положительные начала жизни, можно обогатить себя нравственно. Без та кого проникновения в человеке неминуемо развилась бы дурная уверенность в том, что счастлив тот, кто живет легко и безза ботно, кто никогда не знал черной работы. Собственно, главный человеческий талант лирического героя А. Люкина в том и за ключается, что он не считает себя обижен ным, обделенным, не растравляет себя ме лочными обидами на трудную судьбу. Любой человек, обладающий этим даром, всегда остро чувствует то, что мешает люд скому взаимоуважению, равенству: фальшь, неискренность, позу. Лирический герой А. Люкина ценит в людях прежде всего не внешнее, а внутреннее — человеческую сущ ность. «Мне так мало надо внешнего. Я ненавижу, когда его много и за ним — ничего», — эти категоричные слова А. Пра солова как нельзя лучше выражают миро- отношение труженика, его нравственный максимализм. Такая «ненависть» вызвана жаждой доброго в людях, их духовной красоты. Талант — в улыбке. . Что греет других. От щедрости сердца Брошенной. Такой талант, по мнению поэта, может принадлежать лишь тому, кто отвергает всякий рационализм в человеческих взаимо отношениях. Мы все умрем— Кто плакал. Кто смеялся... Но в жизни я Лишь одного боялся: Быть трезвым И холодным. Как вода. Лирический герой больше всего боится обтекаемости, чтобы его «гребнем масленым причесали и поставили впереди». Челове ческий талант — не в безликой обкатан- ности характера. Быть самим собой, утвер ждает А. Люкин, это и есть главный талант человека: А если хотите Приличненьким быть— Не думайте. Трус вы. Смелый ли.— Вам надо в себе Талант убить. Так все Обыватели сделали. Характер простого человека иному «ин теллектуалу» может показаться примитив ным, «однослойным»: дескать, жизнь намно го сложней, нельзя же так строго разгра ничивать — вот хороший человек, а вот — плохой. С / этим трудно не согласиться. Однако, когда личность то и дело пере воплощается в зависимости от обстоя тельств, не свидетельствует ли такая «мно- гослойность» характера о безликости чело веческого «я»? Такая «личность» с одним своим знакомым будет с жаром разглаголь ствовать, например, о «простоте», «откровен ности», «бескорыстии»; с другим — приоб ретателем и хапугой — разговор пойдет с таким же жаром, но увы не о «простоду шии» илй «цельности характера». Лириче ский герой выступает против той категории людей, которую в народе называют каже- никами — духовными уродами, оборотнями. Талант откровенности не только расширя ет границы души, делает ее просторнее, но и спасает характер от мелкости, размы тости. Хочу я радости большой: Любить И презирать душой, Иметь и друга И врага. Так есть у Волги берега, Чтобы она не разлилась И не осталась только грязь. «Иметь и друга и врага», то есть иметь неких два ориентира, между которыми, 155
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2