Сибирские огни, 1986, № 2

Теперешняя работа Григорьева («конюшу в райбольнице, начальник сарая»), как го­ ворится, не пыльная. Отдыхай, коли так по­ вернула судьба. Но слишком неестественно для него такое состояние. В его равнодуш­ ном, на первый взгляд, признании—явствен­ ное ощущение заброшенности, ненужности: «Две кобылы и все, и заботы не знаю, и зарплата идет...» А сам чувствует: чужое дело как насосом вытягивает душу. Но чем пустее она становится, тем сильнее притя­ жение родной земли. Образ современного крестьянина в поэзии А. Плитченко противоречив, как и сама сельская жизнь, где новое пробивает себе дорогу, ломая вековые устои и в то же вре­ мя опираясь на их духовные принципы. Это особенно видно в стихотворении «Роща», где мужики наладились было рубить на дро­ ва ближайший лес—не хватило угля. Вроде бы причина веская — мороз в Сибири та­ кой, что углы в нетопленой избе промер­ зают за одну ночь. Но не тут-то было — директор МТС справедливо увидел в этом бесхозяйственность и по собственной иници­ ативе стал бороться с нею, отбирая у руб­ щиков топоры. Так — перед слесарем и трактористом. перед лицом всего населенья села директор МТС показал себя волюнтаристом Крайняя мера— была не была! А. Плитченко далек от стремления пока­ зывать деревню такой, где «все созна­ тельные и красивые, показательные и счастливые» (А. Яшин). Он реалистично изображает тревожную ситуацию: опреде­ ленная часть тружеников села утрачивает былое благоговение к природе, бездумно уничтожает ее богатства. Но в деревне есть и будут верные земле работники, кото­ рым выпала нелегкая честь бороться с пот- ребленческими настроениями типа «все рав­ но не мое». В среде сельских тружеников, утверждает поэт, не переведутся люди, в которых — негасимый дух святого беспо­ койства за все, что происходит вокруг. Социальная и гражданская активность ли­ рического героя исходит из неразложимого чувства верности традициям предков и не­ терпимости к любому проявлению бес­ хозяйственности. Бороться с нею на мес­ тах — общегосударственная задача, это со­ знание присуще лирическому герою. Правда, директор МТС — не совсем ря­ довой труженик, но он — крестьянин по духу, образу мыслей, мировоззрению. Лирического героя А. Плитченко одинако­ во волнуют и вопросы сдачи молока госу­ дарству в своем колхозе и проблемы ми­ рового значения. Вот почему он на покосе, посылая сына «в ближайшую из деревень» за продуктами, не забывает наказать о га­ зетах. И вот он в фуфайке прожженной сидит возле входа в шалаш. «Понятно, что пишут в районной, а ну-ка, другие покажь..-» Способность соизмерять свои мечты, на­ дежды, чаяния с требованиями своего об­ щества — характерная черта советского 154 крестьянина. Это духовное наследие лири­ ческий герой стремится передать и своему сыну. V «Сокрытый двигатель» труда настоящего работника, мастера — сопереживание, стрем­ ление к участию в чужих судьбах. Чем крепче в нем привязанность к своему делу, тем дороже для него живущие рядом. • Любить людей За их тяжелый труд— Такого счастья Век не отберут. Об-этом счастье С детства я узнал: Что людям дал, Тем и богаче стал. Но может быть И горькое в судьбе: Ты все отдашь. Но ничего тебе. Тогда с обидой Ни к кому не лезь— Такое счастье Лишь у сильных есть. В этом стихотворении Александра Люки- на воплотилось мировоззрение современного рабочего. Слесарь сормовского завода, дол­ гие годы носивший звание рабочего, Алек­ сандр Люкин и в поэзии остался верен себе: видит мир глазами человека труда. О, поэзии А. Люкина в свое время верно заметил критик А. Макаров, утверждая, что в ней «чрезвычайно располагает к себе стремление осмыслить явление, дать . ему оценку с точки зрения той житейской фи­ лософии, которая возникает на основе ми­ ровоззрения советского человека и неписа­ ных устоев трудовой среды». Крестьянский сын. Воспитанник завода И. волею судеб, интеллигент. Эти строки А. Люкина не случайно про­ цитировал К. Федин в своем докладе на IV Всесоюзном съезде писателей. По его словам, это—«конспект становления нашей литературы и, в известной мере — схема ее программы». Действительно, многие лучшие страницы современной лирики написаны выходцами из деревни, прошедшими затем рабочую школу. Современная лирика своим гражданским накалом, высоконравственной устремленностью в немалой степени обяза­ на рабочей среде. Говоря о поэзии А. Люкина, нельзя не заметить в его стихотворениях пристрастия к «банальным» истинам: «что людям дал, тем и богаче стал». Но банальной она мо­ жет быть лишь в устах рационалиста, не способного наполнить ее своим откровением. V истинного же поэта с любой известной всем и забытой истиной происходит мета­ морфоза: она оживает, становится актуаль­ ной, современной. Хорошо сказал М. Пришвин: «Мысль лишь тогда годится для творчества, когда она своя мысль, а своей она становится, когда делается душевной мыслью. Пусть мысль миллионы раз высказывалась, но ког­ да она является как душевная мысль, она всегда бывает новая мыслы-это своего рода личное ее возрождение». Раздумье -о счастье А. Люкина глубоко

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2