Сибирские огни, 1986, № 2
Но шла она. И жала, жала— Серпа ее сверкало острие. Можно сказать, что и сегодня отблески того серпа живы в душе лирического героя. Они не дают прокрасться в его внутренний мир расслабленности, инертности. Дух при роды не выветривается из его характера. Сельский труд тем и отличается от про чих, что он заставляет сближаться две род ственные стихии —человеческую душу и родную природу, жить одним дыханием. Природа проникает в его плоть и кровь влагой утренней росы, теплом разогретой солнцем земли. Лирический герой и сегодня, спустя десятилетия, чувствует «щекою тот нежный взгляд и колкое жнивье». Он хоть и «потерял крестьянские права, но навсегда остался деревенским» — «на лугу, как бы вало с косою в руках у прокоса» стоит, «оробев в Незабудковой сини»: Седой, воевавший и виды видавший. Стою средь девчонок в цветастом строю. И жду. как тот голос, когда-то звучавший. Воскреснет: — Покаж-ка сноровку свою... Лирический герой Л. Решетникова вопло тил в себе лучшие черты народного харак тера, закаленного в труде. Поэту не нужно доказывать, что у его героя народ ное миропонимание — оно сказывается в его поведении, в отношении к людям, в каждом слове и жесте. Ценность образа труженика, созданного поэтом, в том, что он проникнут глубоким чувством своих истоков, национальных корней. Образ лири ческого героя выглядит не только современ ным, но и актуальным. Укладом своего внутреннего мира, своим отношением к тру ду он как бы утверждает: в какой бы сфе ре производства ни был занят человек, качество, полноценность работы зависит от того, насколько прочно увязана его «ча стная», «персональная» судьба с единой «коллективной» судьбой народа-труженика. / Нынче стало модным клясть слово «патри архальщина», связывая с ним все отсталое, косное, отжившее. Да, нельзя не понимать узости, ограниченности патриархальности. Но начисто вычеркнуть из сознания совре менного человека, предать забвению фор мировавшуюся веками систему этических норм — не значит ли это с водой выплес нуть ребенка? Разве обедняет душу совре менного труженика любовное отношение к домашним животным, когда сельская женщина и сегодня встречает корову, иду щую домой из стада, как дорогого іюстя — с хлебом, солью? ломтик ржаного с ладони корова берет осторожно, губами. и закрывает глаза, напоенные влагой лугов кулундинского лета. Вряд ли вредной или отжившей станет когда-нибудь такая «патриархальная» черта деревенского быта, подмеченная А. Плит- ченко в одном из его стихотворений. Александр Плитченко —коренной сиби ряк, чье детство и ранняя юность прошли в послевоенной деревне, отнюдь не склонен умиляться патриархальными картинами 152 сельского быта. Поэт показывает, что сов ременному крестьянину тесен этот мир, что сельские жители отнюдь не держатся обе ими руками за старину. Даже старая крестьянка в гостях у сына-горожанина Поначалу даже погрустила — вот бы в эту жизнь да молодой, чтобы город, светлая квартира, ванная с горячею водой! Несоответствие уровней культуры быта и внутренней культуры сельского жителя го ворит об устремленности в будущее совре менной деревни, где каждый не может представить свою жизнь без технического прогресса: Судачат бабы у колодца, а где-то, полем колеся. душа за трактором плетется— в солярке вся. в мазуте вся. Нет, не в городе сильнее всего влияние1 научно-технической революции на внутрен ний мир труженика. «Самым большим, са мым главным полигоном НТР, если можно так выразиться, стала деревня»,— верно за мечал Ф. Абрамов. Важнейшие изменения произошли и в ха рактере, миропонимании крестьянина. Из- ■ вестную крестьянскую «некоммуникабель ность», робость ко всему городскому, к городской культуре вытесняет чувство уве ренности в себе, осознание значимости сво его труда. Герой поэмы Александра Плитченко «Ека терина Манькова» — скотник Григорьев запросто разговаривает с московским поэ том на ВДНХ. Они находят общий язык, становятся друзьями: «Вася — мне адресок, я —ему адресок». И, когда «столичный поэт Хомутов» действительно приезжает к нему в гости, Григорьев ничуть не расте рялся. О жизни разговор у них идет на равных. Колхознику вовсе не льстит, что он — за одним столом с поэтом: И чего тут ушам до колен провисать, или этот... автограф просить? Надо в жизни Кому-то и книжки писать. так. как мне, скажем, сено косить. На первый .взгляд может показаться, что скотник просто завидует литератору, потому и думает о нем без должного почтения. Но это — только на первый взгляд. Ведь у крестьянина — свои критерии счастливой жизни. И, ёсли иному горожанину кажется тяжким бременем каждодневный уход за домашней скотиной, а летом — работа в огороде (не исключая праздничных и вы ходных дней), то для сельского жителя это насущная необходимость. Поэтому о зависти не может быть и речи. Здесь, как мне ка жется, другое — неосознанное чувство пре восходства человека-труженика, не знающе го в работе «творческих застоев», переры вов, сезонов, перед человеком, лишенным этого. Даже вдали от родного села, в сто лице, мысли Григорьева — о своих кресть янских делах: Как возвращусь — пербым делом — сарай. Баню надо б на бревна... Он и там, «в холодке думал»: Телку в зиму запустишь—
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2