Сибирские огни, 1986, № 2
Не противься пиле, словно споря. А доверься движенью ее... И в руках его ровно и споро Шло в распиле пилы острие. Если сын еще не умеет настроиться на волну работы, то отец давно понял, что с ней нельзя спорить — нужно доверить свое тело «движенью ее». Эту редкую способ ность человека-труженика чувствовать ору дие труда всем существом Л. Решетников показал зримо и убедительно. Одна из героинь А. Твардовского — опытная трепальщица льна — понимает, почему не идет дело у молодой: Всю как есть мою наукѵ Каждый может перенять. Ей бы только-только рѵку Хорошенечко понять. Лирический герой Л. Решетникова, быва лый работник, в совершенстве «понял свою руку». Она как бы слилась воедино в об щем ритме с ручкой пилы. Это уже — своего рода рабочий талант, что дается не с рож дения, а приобретается «в общении» с орудиями труда. Нельзя не заметить среди определенной части «племени младого» стойких симпто мов хронического предубеждения к «уста ревшим» профессиям: дескать, не велика наука действовать рубанком, топором или напильником — сейчас не девятнадцатый век. Никто не спорит — нужно стремиться к знаниям и, как говорится,—дерзать, но нельзя отвергать благотворного влияния «простого» труда на характер человека. Этот труд придает ему стойкость, трез вость рассудка, целеустремленность — сло вом, все то, что, как мне кажется, и долж но лежать в основе характера обладателя самой современной специальности, все то, чего так не хватает иному «интеллектуалу». Стал я старше теперь и ученей. Сам учу. Но бывает порой. Вдруг услышу пилы истонченной Звук, летящий над волглой корой. — признается лирический герой Л. Решетни кова. Как бы ни был сложен и противоречив духовный мир человека, к концу рабочего дня результаты труда наглядно говорят о его сущности. Сразу видно — кто рассеян, кто несообразителен, а кто ленив. Простая работа .всегда богата, к тому же, внутрен ним содержанием—она учит вдумчиво и несуетливо воспринимать действительность. Например: Дом поставить, как жизнь основать: Все задумке и мере подвластно Сруб ли, крыша ль... Да что толковать, Гвоздь н тот не вколотишь напрасно. Работу не обманешь, она тут же отомстит браком, недоделкой, а то и порчей инстру мента. Дело делай с любовью, И любовью ответит оно. Это золотое правило родилось в недрах крестьянских будней, насквозь пропахших запахом весенней пашни, сосновых стружек, столярного клея. В деревне как-то особен но заметна качественная сторона дела — ведь здесь все на виду, все слишком близ ко— лицом к лицу и сам человек, и его дело. Скажем, сделал веранду чуточку фор систей, чем у соседа, — и каждый, проходя мимо, обязательно подметит это про себя. Людской суд на селе лучше всякого ОТК — то, чего не увидел один, увидит другой, третий, десятый. Вот почему с особой гор достью идет по улице лирический герой Л. Решетникова — мастер на все руки, без помощи которого редко кто обходился из односельчан: ...идет вдоль домов вереницы. Важно ступая, в лице торжество: Здесь — потолочина, там — половица. Тут — под грибами — кадушка его. Труженик гордится прежде всего долго вечностью, добротностью, качеством своей работы. Этому учит его 'сама природа. Куль тура труда истинного мастера всегда со гласна культуре природы, органично вписы вается в нее. Так, изгородь из аккуратно уложенных жердей как бы связывает дерев ню с ближним лугом: улица, вытянувшись в ряд вдоль берега реки, повторяя его из гиб, словно движется с нею по течению. Законную радость испытывает человек, у которого дело спорится — он творит со гласно с природой, украшая землю. Какое прекрасное утро! И как поступил я притом. Ей-богу, прекрасно и мудро. Что вышел во двор с топором! Мерцала под^ горкою речка. Сквозила в рассветном дыму. ^ Я пел и стучал по крылечку. Я ладил перильца к нему. И ровно, вдоль кромки заплота. Из досок настил я мостил. И лад этой складной работы Мне весел и радостен был. И думал о том я. счастливый. Что вот я уеду опять. Но будет под старою ивой Крылечко обновой сиять. Любимая, работа «смягчает» восприятие окружающего мира — человек замечает прежде всего его спокойные, ясные стороны. Труд действует на его душу подобно озо ну на растения: раскрываются поры, рас прямляются листья, и словно каждая кле точка тянется вверх. Выполняя нехитрую работу, лирический герой обогащает свой внутренний мир — делает его «светочувстви- тельней»: тот, кому труд не в радость, вряд ли заметил бы мерцание речки «в рассвет ном дыму», вряд ли сумел бы искренне воскликнуть — «какое прекрасное утро!» Для праздного скучающего гостя и утро — «рядовое» и речка — тусклая. Крылечко, сияющее обновой, не померк нет в сознании мастера и потом, за сотни и тысячи километров от родных мест. «Оди нокая мать» будет согревать свою душу, прикасаясь к перильцам «под старою ивой», садясь на ступеньки. Известно, что в крестьянской семье, где родители трудолюбивы, добросовестны — дети охотно наследуют их отношение к труду. Говоря современным языком, трудо вое воспитание идет как-то само собой — на примере старших. В сознании лирическо го героя время не в силах погасить образ давнего-давнего: ...над мамой солнышко пылало. Жгло Шею непокрытую ее. 151
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2