Сибирские огни, 1986, № 2

корни у профессий, появившихся в эпоху НТР,— скажем, электронщика, програм­ миста? Легко говорить о традициях древних профессий печника, каменщика, плотника. Да, «всесильный прогресс — он грядет» (С. Викулов) и исчезают многие профессии, а с ними и традиции. Но в любом деле главными остаются национальные — народ­ ные по своей сути —духовно-нравственные традиции. Они противостоят и будут про­ тивостоять технизации мышления, рацио­ нализации чувств, стандартизации личности. Дело не в детищах научно-технического прогресса, а в том, чтобы сложившаяся веками система духовно-нравственных цен­ ностей осталась прежней и для грядущих поколений. Да ведь и само ускорение технического прогресса как раз зависит от того, насколь­ ко осознает каждый свою ответствен­ ность перед обществом, насколько развито в нем чувство альтруизма, умение жертво­ вать личным благополучием. То есть речь идет о трудовых традициях, общих для профессий прошлого столетия и века ны­ нешнего. Значение этих традиций в жизни общества все возрастает. Если в немеханизированном труде показателем добросовестности мас­ тера, любви к своему делу служит качество его продукции, изделий, которое легко оп­ ределить, то как оценить плоды деятель­ ности человека, занятого долговременными теоретическими разработками? Ведь они за­ частую не имеют непосредственной связи с практикой, и показатель качества выри­ совывается спустя не один год. Вот где не­ обходим этот мост между тобой «и всем в мире сущим» — между внутренним миром индивидуума и духовными ценностями народа. Любой труд нельзя представить себе без передачи духовно-эмоционального опыта от одного поколения к другому. ...Косцы всей деревней— Первый пот на челе— В ряд шагают по древней По раздольной земле. По росистой, как в дыме. Ее теплой груди... И, едва различимы. Там идут впереди. Под светилом лобастым, В небе, вставшим столбом. Мама — в чем-то цветастом И отец — в голубом,— вспоминает Л. Решетников. С новых, достигнутых нами высот техни­ ческого прогресса мы можем увидеть и чрез­ мерное, с нашей точки зрения, физическое напряжение тружеников довоенного време­ ни, и упрощенность орудий труда, и многое другое, но только не наличие каких-то эго­ истических устремлений в их незамутненно­ чистом мире, полном самоотречения. Пока­ зывая самую светлую, радостную сторону нелегкого труда, поэт не дал нам его су­ ровой реалистичной картины, но сказал при этом нечто большее, чем правду о Том- вре­ мени: любая работа стояла и будет стоять на людях; свободных от эгоцентризма, от всего того, что является тормозом в стрем­ лении к прогрессу. Помощник и ученик своих героев, автор смотрит на них как на свою'раннюю юность — с грустным, немно­ го щемящим чувством, желая лучшее в жиз­ 150 ни того поколения донести до читателя в ярких образах. И не случайно — «мама в чем-то цветастом и отец — в голубом». В не столь далекие времена первый день се­ нокоса («первый пот на челе») был своеоб­ разным праздником труда. Крестьяне оде­ вались во все чистое, светлое, царило при­ поднятое настроение какого-то братского уважения и взаимопонимания. Каждый словно сбрасывал с плеч десяток лет. По­ тому и солнце, как в детстве, казалось «светилом лобастым». Для поэта важно передать этот внутрен­ ний лад, единство дыхания косарей. Лири­ ческий герой, крестьянин довоенной дерев­ ни — это «на ниве терпения витязь»: как бы ни была тяжка работа, он сохранял бодрое настроение и даже за стол садился «не без шутки». И как он устал, не устал ли— О том мы не слышали жалоб тогда, О том от него не слыхали. Другое сейчас время, по следу давнего пахаря «на тракторе катятся внуки». Жизнь двигалась и без него. И все ж в нашем веке железном Прорезалась кровь и его, И кровь эта — не бесполезна... «Жизнь двигалась и без него»,— сказано жестковато, но предельно реалистично. Время не стоит на месте, оно неумолимо отодвигает все, что сковывает его разбег, но при этом не в силах размыть на своем пути острова, а точнее — гранитные утесы примеров народного долготерпения. Каким бы технически вооруженным ни был век, в цене никогда не упадет способность мужест­ венно противостоять любым неудачам, бед­ ствиям, невзгодам. Лирический герой Л. Решетникова при­ вык всегда отрывать от себя, жертвовать собой. Для него — как бы трудно ни жи­ лось, всегда естественнее было дарующее и простое, как выдох, слово «на», чем смиренное и иждивенческое «дай». В эпоху НТР, когда идея всеобщей ав­ томатизации и механизации труда кажется все более заманчивой, когда неограниченные возможности человеческого разума сулят неслыханные ранее технические достижения, в сельскохозяйственном производстве жиз­ ненно важно сохранить «деревенскую куль­ туру» труда с ее несуетливым, вдумчивым стремлением вжиться в характер работы, сверяя ее ритмы с ударами собственного сердца. И «славя взлет космической ракеты, готовясь в ней лететь на небеса» (Н. Руб­ цов), нелишне научиться так использовать особенности своего дарования, чтобы в хо­ де трудового процесса как можно больше экономилось духовной и физической энер­ гии. Эта «экономическая» сторона характе­ ра сельского труженика хорошо выражена в стихотворении Л. Решетникова. Мы пили­ ли тяжелые бревна». Здесь два разных отношения к труду: ...Всей душой ту пилу невзлюби. Налегал на пилу я всей силой. Рвал за ручку пилу на себя. А отец мой особой заботой Озабочен средь прочих забот. Говорил: — Ты пили, брат, с охотой. И работа в охотку пойдет.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2