Сибирские огни, 1986, № 2
постоянно присутствуют на земле в виде атмосферных явлений. Например, зимой после трескучих сибирских морозов, когда вдруг повеет теплом, в народе говорят: родители вздохнули (да простят мне «не критическое» отношение к «идеализму» Дфевних). Вот почему внезапный туман вы зывает в памяти лирического героя образы давних пахарей. Природа крепит в нем древние священ ные узы. Ведь память природы вечна и не исчерпаема, как неисчерпаема жизненная сила самой земли. У природы особая па мять: она не только хранит прошлое, но и постоянно напоминает о нем. Надо только не быть равнодушным к ее звукам, движе ниям, краскам. А. Прасолов' ненавязчиво дает понять: чем ближе душа человека к душе родной природы, чем естественнее между ними диалог, тем глубже его национальное само сознание, тем прочнее в нем корни патри отизма. Лирический герой, будучи наедине с при родой, получает уроки истинной любви к своей родине.. Будничная рабочая ночь ста ла для него чем-то важным, значительным, дорогим. И становятся ясными слова поэ та: «Ты вернешься к людям на рассвете, Но не тем, каким ушел ты в ночь». і IV Истинный работник — это человек, обла дающий участливым умом. Нет, это не тот изворотливый разум рационалиста, вырос ший на обезвоженной почве себялюбия, от чужденности, а рассудок, одухотворенный светом любви к ближнему. В русской клас сической поэзии всегда утверждалось, что ни удача, ни талант, ни интеллектуальные способности не могут сделать разум по- настоящему гуманистичным. Пусть Геркулесом будь рожден И умственным атлетом. Все ж будет слаб, как тряпка, он И жалкий трус при этом! — писал Н. Некрасов о человеке, который «пренебрежет трудом и жизнь начнет лен тяем». Все дело в том, чтобы «умственный атлетизм» развивался не на основе инди видуализма, а на той почве, что питает со знание народа, утверждал поэт. Без уко рененности в эту почву любой талант, лю бая интеллектуальная энергия в конечном счете — бессмысленны. В современной поэ зии, в русле некрасовской традиции, живет ■стремление показать, что советскому чело веку труда присущ разум, одухотворенный альтруизмом. Ты знала радость и беду И, побелевшая от пота, Порой сжимала лебеду В горсти своей в конце работы. И все ж — бывали времена— Не отстраняясь от кормила. Ты, пусть сама измождена. Не только свой, народ кормила. Да, это она — «длань, поднимающая ни ву», терпеливая рука крестьянина, не мыслящего свою жизнь без работы, которая спасает не только его одного. Разум таких людей це может быть эгоистичным, а ду ша — бездумной. Эта яркая черта народно го характера — способность к самоограни чению, самопожертвованию отражена в строках Леонида Решетникова. В отличие от лирического героя Н. Нек расова, забитого нуждой крестьянина, не имеющего возможности распоряжаться сво им главным богатством — хлебом, герой Л. Решетникова обеспечивает им не только свою семью, но и государство, страну. Со знание своей значимости еще больше при вязывает труженика к земле, укрепляя в нем «чувство первородства», единства с ее заветными думами. И, когда «окатит... духом отчей земли», — Как он сладок — до боли. Как он близок — до слез. Дух тот, в чистом ли поле. На лугу ль, средь берез. Для деревенского человека красота при роды, запах клевера, кашки или гречишно го поля неразрывно связан с запахом работы: по цветению трав и злаков можно довольно точно определить, сколько дней осталось до сенокоса, до уборочной. И, наверное, чем сильнее предан человек своей работе, тем обостреннее чувствует он дыха ние родной земли. Л. Решетникову, выросшему в довоен ные годы ‘в крестьянской семье, отнюдь несвойственно идеализировать сельский труд. В его поэзии — реалистичное осмыс ление труда как основы разумной жизни на земле. В размышлениях Л. Решетникова о работе есть та ясная и безыскусная фило софичность, что присуща здравому народ ному рассудку. Она. как влага из колодца. Не убывает — нету дна. Не просто, так. сама собою— Она. как мост, над рвом ревущим Между прошедшим и грядущим. Всем в мире сущим и тобой. Работа, по мнению поэта, не дает челове ку ветшать духовно и, если в детские годы он счастлив беззаботностью «как ветер в поле», если в юности — «одной любовью», то в зрелые годьі счастье приходит вместе с осмысленным чувством: лишь одно оста ется неизменным — «с тобой всегда тебе верна» работа. И когда «на виске седеет волос и осень в дверь стучит сама», рабо та — единственное средство, которое может противостоять старению. Ведь именно в ра боте есть то твердое, незыблемое, на что может опереться душа,, есть те узы, что прочнее родственных — ими связан человек с родиной, с народом, с его святынями, со всем тем, что остается бессмертным и вечным. Закономерно, что труд вносит в челове ческое сознание ощущение нужности его существования. Истинный труженик — это не «отвлеченный человек»; не скиталец, не перекати-поле, для которого любой удар судьбы может оказаться роковым. Любимая профессия — это своего рода глубочайший корень, связывающий сегодняшнее человека с его прошлым, уходящий в богатые плас ты социально-исторического опыта народа, где и были заложены основы культуры те перешнего труда. Вот почему работа «как мост над рвом ревущим» — над забвением, тленом, самой смертью. Тут невольно возникает вопрос: а какие 149
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2