Сибирские огни, 1986, № 2

постоянно присутствуют на земле в виде атмосферных явлений. Например, зимой после трескучих сибирских морозов, когда вдруг повеет теплом, в народе говорят: родители вздохнули (да простят мне «не­ критическое» отношение к «идеализму» Дфевних). Вот почему внезапный туман вы­ зывает в памяти лирического героя образы давних пахарей. Природа крепит в нем древние священ­ ные узы. Ведь память природы вечна и не­ исчерпаема, как неисчерпаема жизненная сила самой земли. У природы особая па­ мять: она не только хранит прошлое, но и постоянно напоминает о нем. Надо только не быть равнодушным к ее звукам, движе­ ниям, краскам. А. Прасолов' ненавязчиво дает понять: чем ближе душа человека к душе родной природы, чем естественнее между ними диалог, тем глубже его национальное само­ сознание, тем прочнее в нем корни патри­ отизма. Лирический герой, будучи наедине с при­ родой, получает уроки истинной любви к своей родине.. Будничная рабочая ночь ста­ ла для него чем-то важным, значительным, дорогим. И становятся ясными слова поэ­ та: «Ты вернешься к людям на рассвете, Но не тем, каким ушел ты в ночь». і IV Истинный работник — это человек, обла­ дающий участливым умом. Нет, это не тот изворотливый разум рационалиста, вырос­ ший на обезвоженной почве себялюбия, от­ чужденности, а рассудок, одухотворенный светом любви к ближнему. В русской клас­ сической поэзии всегда утверждалось, что ни удача, ни талант, ни интеллектуальные способности не могут сделать разум по- настоящему гуманистичным. Пусть Геркулесом будь рожден И умственным атлетом. Все ж будет слаб, как тряпка, он И жалкий трус при этом! — писал Н. Некрасов о человеке, который «пренебрежет трудом и жизнь начнет лен­ тяем». Все дело в том, чтобы «умственный атлетизм» развивался не на основе инди­ видуализма, а на той почве, что питает со­ знание народа, утверждал поэт. Без уко­ рененности в эту почву любой талант, лю­ бая интеллектуальная энергия в конечном счете — бессмысленны. В современной поэ­ зии, в русле некрасовской традиции, живет ■стремление показать, что советскому чело­ веку труда присущ разум, одухотворенный альтруизмом. Ты знала радость и беду И, побелевшая от пота, Порой сжимала лебеду В горсти своей в конце работы. И все ж — бывали времена— Не отстраняясь от кормила. Ты, пусть сама измождена. Не только свой, народ кормила. Да, это она — «длань, поднимающая ни­ ву», терпеливая рука крестьянина, не мыслящего свою жизнь без работы, которая спасает не только его одного. Разум таких людей це может быть эгоистичным, а ду­ ша — бездумной. Эта яркая черта народно­ го характера — способность к самоограни­ чению, самопожертвованию отражена в строках Леонида Решетникова. В отличие от лирического героя Н. Нек­ расова, забитого нуждой крестьянина, не имеющего возможности распоряжаться сво­ им главным богатством — хлебом, герой Л. Решетникова обеспечивает им не только свою семью, но и государство, страну. Со­ знание своей значимости еще больше при­ вязывает труженика к земле, укрепляя в нем «чувство первородства», единства с ее заветными думами. И, когда «окатит... духом отчей земли», — Как он сладок — до боли. Как он близок — до слез. Дух тот, в чистом ли поле. На лугу ль, средь берез. Для деревенского человека красота при­ роды, запах клевера, кашки или гречишно­ го поля неразрывно связан с запахом работы: по цветению трав и злаков можно довольно точно определить, сколько дней осталось до сенокоса, до уборочной. И, наверное, чем сильнее предан человек своей работе, тем обостреннее чувствует он дыха­ ние родной земли. Л. Решетникову, выросшему в довоен­ ные годы ‘в крестьянской семье, отнюдь несвойственно идеализировать сельский труд. В его поэзии — реалистичное осмыс­ ление труда как основы разумной жизни на земле. В размышлениях Л. Решетникова о работе есть та ясная и безыскусная фило­ софичность, что присуща здравому народ­ ному рассудку. Она. как влага из колодца. Не убывает — нету дна. Не просто, так. сама собою— Она. как мост, над рвом ревущим Между прошедшим и грядущим. Всем в мире сущим и тобой. Работа, по мнению поэта, не дает челове­ ку ветшать духовно и, если в детские годы он счастлив беззаботностью «как ветер в поле», если в юности — «одной любовью», то в зрелые годьі счастье приходит вместе с осмысленным чувством: лишь одно оста­ ется неизменным — «с тобой всегда тебе верна» работа. И когда «на виске седеет волос и осень в дверь стучит сама», рабо­ та — единственное средство, которое может противостоять старению. Ведь именно в ра­ боте есть то твердое, незыблемое, на что может опереться душа,, есть те узы, что прочнее родственных — ими связан человек с родиной, с народом, с его святынями, со всем тем, что остается бессмертным и вечным. Закономерно, что труд вносит в челове­ ческое сознание ощущение нужности его существования. Истинный труженик — это не «отвлеченный человек»; не скиталец, не перекати-поле, для которого любой удар судьбы может оказаться роковым. Любимая профессия — это своего рода глубочайший корень, связывающий сегодняшнее человека с его прошлым, уходящий в богатые плас­ ты социально-исторического опыта народа, где и были заложены основы культуры те­ перешнего труда. Вот почему работа «как мост над рвом ревущим» — над забвением, тленом, самой смертью. Тут невольно возникает вопрос: а какие 149

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2