Сибирские огни, 1986, № 2
дей, делает их сильнее. Вырвать же чело века из целого, органичного общего ряда — не всегда естественное дело в понимании труженика. Эта непоказная скромность — драгоценное свойство народной души — досталась нам в наследство от наших предков: многие из создателей удивитель ных храмов и монастырей, бесценных ру кописей и неподражаемых образцов жи вописи не оставили нам своих имен, будучи людьми простыми, лишенными честолюбия. Русская литература всегда обостренно ре агировала на любое проявление индивиду ализма. В одной из своих работ критик Феликс Кузнецов говорил: «Вдумаемся в такой факт: Гаршин, помнится, протестовал против повального увлечения российских детей «Робинзоном Крузо», поскольку счи тал, что эта книга прививает детским душам индивидуализм. Вот она — мера эти ческой требовательности к книгам массово го чтения, предъявляемая демократической интеллигенцией минувших времен!» Непоказная скромность — традиционная черта характера человека труда в русской, а затем и в советской поэзии. Есть у А. Твардовского стихотворение о колхознице, спасшей полковое знамя во время оккупации, за что ее и награждают орденом. Смутилась до крайности баба. Увидев такие дела: — Мне телочку дали хотя бы. И то б я довольна была... Ей очень неловко от сознания того, что у всех на устах в деревне будет ее имя. По тому и осмелилась она попросить телоч ку — пусть награда будет незаметной, при вычной, если уж никак без нее нельзя... Та же драгоценная черта характера и у геро ини стихотворения Александра Яшина «Гость». Не знает «оробевшая мать», чем же угощать сына, приехавшего из столицы: Метнуться б к сынку, прослезиться С открытой, как раньше, душой. А вот не посметь. Не решиться: Начальник, поди-ко. большой! Здесь —тоже неосознанное неприятие звания, высокого имени. Потому даже род ной сын на мгновенье показался незнако мым— трудно матери понять, чем же он значительнее других? Она, строгая труже ница, своего сына никогда ничем не выде ляла среди других, хотя, может, и было за что. В народе всегда живет ощущение непри ятия своего величия — в какой бы форме оно ни выражалось, хотя именно простым людям в наибольшей степени свойственно и благородство, и непоказное великодушие. Эти черты характера и выявлены в образе лирического героя А. Прасолова. Поэт, верный традициям русской граж данской лирики, сумел увидеть неброскую красоту человека, ничем особенным не от меченного, который «не вышел ни званьем, ни ростом». Человек труда в его поэзии наделен таким чувством общности, нераз рывности с «коллективной» рабочей судь бой, что и на окружающий мир он смотрит, как на одно общее, дело. Сосед мой спит. Наморщенные грозно. Застыли как бы в шаге сапоги. И рукавицы электрод морозный Еще сжимают волею руки. Еще доспехи, сброшенные с тела. Порыв движенья жесткого хранят. Сосед мой спит. Весь мир — большое дело. Которым жив он. болен и богат. Грохочет дом, где хлеб и сон мы делим. И молодая вьюга у дверей По черному вычерчивает белым Изгибы человеческих путей. в Они бессмертны — дай им только слиться. Они сотрутся—лишь разъедини. И дни простые обретают лица. И чистый свет кладут на лица дни. Все на земле имеет память. Осенний лист, попавший под копыто лошади, долго хранит на себе рваную рану — пока не истлеет. Поле, обезображенное окопами, не один десяток лет помнит войну. Но прочнее всего память на добрые дела: здания, построен ные умелыми мастерами, столетиями сохра няют в своих стройных линиях тепло чело веческих рук. Потому так дороги поэту предметы и вещи, помнящие саму работу — ее характер, темперамент. Сапоги, «намор щенные грозно» — от яростных вспышек горящего металла,— такими и остались. Ру кавицы хранят следы электродов — их асбестовая оболочка действительно на поминает слой застывшего льда. Отсюда — «электрод морозный». Грубая одежда свар щика, похожая на доспехи, помнит его неуклюжие движения — в такой «робе» не ловко двигаться, зато она надежно предо храняет от брызг металла. И конечно, если даже одежда, сброшенная с уоталого тела, по инерции продолжает «работать», т о й спящий человек насквозь пронизан духом своей работы, 'продолжает жить своим делом. Ему трудно представить свою жизнь иной. «Хлеб и сон мы делим» — в этих сло вах— неписаный закон жизни труженика, который, не ставя свой труд в заслугу, считает, что и другие трудятся также доб росовестно. Отсюда — чувство единства с людьми, с миром. Оно заставляет пород ниться с ними «не по крови, а по душе». И, если где-то в холодных туманах Охот ского моря у рыбаков и не идут дела, если металлурги Кузнецка не выполнили план, если шахтеры Донбасса не додали угля, то ему кажется, что и его хлеб и сон уже не такие, как прежде. Труд не дает человеку замыкаться в са мом себе, предохраняет его внутренний мир от чувства отчуждения, космополитизма. Истинный труженик осознает, что его жиз ненный путь — не обособленный, а на виду у всех, сливается с путями других людей. «Они бессмертны — дай им только слиться, они сотрутся лишь разъедини...» Бессмертие... Оно подчас бывает негром ким, неприметным. Таким, как труд безвест ных тружеников. Ведь каждое отдельное индивидуальное дело, профессия — неболь шое, но необходимое звено в огромной и •бесконечной цепи производственных ■дел общества. Вырвать, разъять какое-либо зве- , но невозможно. Каждое обусловливает прочность друг друга. Например, чем луч ше металлург сварит сталь, тем надежней будет служить токарю станок из этого ме талла, тем качественней будет изготовлен ная им деталь, нужная другому рабочему, скажем 'прессовщику, тем выше опять же качество детали, вышедшей из-под его прес са — и так, пока существует жизнь. Эта 147 6 *
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2