Сибирские огни, 1986, № 2
Мы знали: чудо грянет скоро. Однако долго ждать нельзя, И мы опять входили в гору. Вагон порожний увозя. Но каждый знал: Когда вернется Из узкой штольни на простор. Увидит огненное солнце Над белой цепью снежных гор. Очень точно показано время — «на двад цать пятой вагонетке» начиналось утро. Не абстрактными минутами и часами измеря лась жизнь, а количеством сделанного. Труд, его результаты не мертвы —они одухотворены красотой самой природы. Чувствовать прекрасное не просто, когда ноги подкашиваются от усталости и, ка жется, остались только два желания: по есть и— спать. Хорошо любоваться рас светом с любимой девушкой, когда ты сыт и вполне здоров, но человеку, промерз шему насквозь, для этого необходимо мужество. Мужество любви к прекрасному. В человеке простом, сдержанном, при выкшем жить доброчестным трудом, столь ко скапливается нерастраченной эмоцио нально-духовной энергии, что для него не обязательны сильные внешние «возбудите ли», чтобы вызвать эстетическое удовлет ворение. Об этом хорошо сказал Борис Шергин: «А между тем у человека должно быть сокровище внутри себя, должна быть внутренняя сила, собственное богатство. Человек должен светить из себя. В чело веке, в самом себе, должна рождаться естественно, могуче и светло музыка. И когда ты, человече, остаешься один, ты можешь услаждаться скрипками и арфа ми, своими мыслями и чувствами» >. Эта внутренняя музыка — не ограничен ная, не замкнутая,— она полна любовью ко всему живому. Вот почему так дорог лири ческому герою свет огненного солнца «над белой цепью снежных гор». Он органично сливается со светом его внутреннего мира. Таким образом, в мировоззренческой цепи труженика отчетливо вырисовывается новое звено. Эту цепь можно условно развернуть еще шире: работа — хлеб — совесть — кра сота. Только благодаря близости родной земли не ослабевает вера в лучшее. Недаром С. Есенин говорил: «О, мое счастье, мои удачи! Счастье людское землей хранимо!» Перенять у нее частицу естественности, раскованности всегда стремилась душа, ко торую простой человек зачастую держит «в черном теле». Все позабуду печали— Бедствий, разлук, похорон... Что еще там накричали Стаи голодных ворон? — говорит герой А. Жигулина. Ему, человеку непраздному, так никогда и не научиться жить «спокойней и проще», никогда не усыпить извечного беспокойст ва: а может, все, что пройдено, не так уж и важно? Но не растерянность, а зрелая сила слышится в словах: «Что еще там на кричали стаи голодных ворон?» Ибо душа работящая, привыкшая делать любое де ло без страха, смело глядит в глаза своей судьбе.1 1 Б. Шергин. Поэтическая память. М.. Совет ский писатель. 1982, с. 50. 146 Чувство красоты родной земли заставля ет еще строже оценивать собственный труд, не расточать силы ни в печалях, ни «в минуты кажущихся сдвигов». В красоте природы есть и размеренность, и дисципли на, и ритм. Вот почему она в сознании тру женика неотделима от красоты самого труда. Изображая работу крановщика в стихо творении «Рассвет», А. Прасолов не слу чайно говорит: Рассвет работал — поскрип крана Шел в тон скрипучему крыльцу. Труженица-природа как бы помогает подъемному крану, стараясь передать ему долю своей плавности. И вот на стальных тросах — «Не отрывалась, а всплывала плита, теряющая вес...» Эта плита, плывущая по воздуху, уже не мертвая глыба железобетона, а, управля емая человеком, «живая» деталь самой природы: «Она боялась грубой гранью рас свет до крови ободрать». А над землей — сам человек, творец и вершитель. То в профиль, то лицом — при спуске — Там. надо мной горит душа, На вечность плюнувши по-русски. Живой минутой дорожа. I I I Железный жест под грузом точен. Без груза — радостно широк: Талант наукой не источен. Науке дар свободный впрок. Жаль с ним — с безвестным — я расстанусь. Да что ему? В пылу труда Хранит в нас душу безымянность Надежней славы иногда... Есть в этом «горцт душа» молчаливое упоение. Человек не думает: всю работу не переделаешь или — на мой век хватит. Трудится он жадно, во всю мощь своей ши рокой натуры — «на вечность плюнувши по- русски». В чертах лирического героя уга дывается народный характер. Безвестному крановщику (а может — крановщице?) при суща природная сметка, сообразительность. Ему, безвестному, и завидует поэт, жалея о расставании с ним. Завидует его внут ренней свободе. Хранит в нас душу безымянность Надежней славы иногда... «Безымянность надежней славы...». Это особенно ясно становится во времена исто рических потрясений, когда не ради славы совершался массовый трудовой героизм; не за награды стояли у станков подростки, сутками не выходя из промерзших завод ских цехов; не о почестях думал« русские крестьянки, кормя хлебом своим «весь фронт, что от моря до моря». Они не меч тали «о подвигах, о доблестях, о славе» — ибо кто же славит сыновей и дочерей, за щищающих свою мать, которой была для них родина. Настоящий труженик работает с таким настроением и в мирное время. Он испыты вает неудобство, когда его стараются выде лить, обратить на него всеобщее внимание. В нем живет неосознанное стремление к неразрывному единству с такими же без вестными тружениками. Такая безымян ность, как чувство общности, сближает лю-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2