Сибирские огни, 1986, № 2
нять непосильную работу. Делал он ее на совесть, а значит, имеет право говорить с читателем начистоту: Вы когда-нибудь знали такую работу? До соленого пота. До боли в костях! Вы лежневые трассы вели по болотам? Вы хоть были коДда-нибудь в этих местах? Приходилось ли бревна Грузить с эстакады вам. Засыпать на снегу. Выбиваясь из сил?.. Я не циркулем тонким маршруты прокладывал. Я таежную топь сапогами месил! Не на ватмане строил я Фермы бетонные. Но своею работой Горжусь я вдвойне: Я пронес н а п л е ч а х Магистраль многотонную! Вот на этих плечах. Позавидуйте мне! Тихие и мягкие от природы люди в жест ких условиях становятся стойкими, не сгибаемыми, упорными; такие молча пер выми подставляют плечо под комель брев на, первыми поднимаются в атаку. Лири ческий герой из этой породы. К тому же он прям и категоричен в своей правоте. Но суть-то в том, что поэт никого ни в чем не обвиняет, не требует: «Ты записал ся в добровольцы?» Его рассказ о пере житом— не обличительная речь, а испо ведь о пережитых несчастьях, потерях. Что бы в корне пресечь попытки сочувствия, лирический герой становится жесткова тым, неприступным. Есть в таком обращении со слушателем независимость, свойственная современному рабочему, который остается самим собой в любой среде, в любой обстановке. «Вы хоть были когда-нибудь в этих местах?» —в та ком вопросе какая-то вызывающая дерзость. Душа лирического героя, пройдя жестокую закалку, обрела крепость, не позволяющую ей стареть, и при этом ста ла мудрее, глубже. Непреходящие вечные истины обнажи лись, стали личными, пережитыми. ...Сердце до сих пор тревожит Прямая связь: • Работа — хлеб. Работа — хлеб. Кому-то эта формула по кажется слишком простой и даже примитив ной. Но истинный труженик, собствен но, и живет по ней. Не сумев выполнить своего дела, своих обязанностей, он не о пище будет думать. Ибо формула рабо т а - х л е б в его сознании всегда в развер нутом виде: работа — хлеб —совесть. Работать хуже других — значит пере кладывать часть своей ноши на плечи то варищей. Работа —хлеб —совесть — это единая неразрывная цепь в мировоззрении труженика. Причем все у понятия-звенья этой цепи состоят из однородных духовно этических компонентов: если в одном звене обнаружится «недобор», та же ущербность будет и в остальных. Например, если ра бота, как говорится, не бей лежачего, но чересчур денежная, то и хлеб будет лег кий, и вкус у него совсем не тот, чем у того, который добыт в поте лица. А отсюда то материальное, а потом и духовное пре сыщение, которое не может не деформиро вать нравственного сознания. Лирический герой А. Жигулина —чело век с обостренной рабочей совестью. Таким его сделали уроки тяжкого труда. В сти хотворении «Я был назначен бригадиром» показан один нз таких уроков. Новоиспе ченный бригадир ходил и покрикивал на товарищей: «Давай, давай!», хотя и без того «ребята вкалывали рьяно». И, может, стал бы я мерзавцем. Когда б один нз тех ребят Ко мне по трапѵ не поднялся. Голубоглаз и угловат. «Не деіпеви!» — только и сказал това рищ. В этих словах не только гнев, но и ненависть. Так в зародыше была уничтоже на опасная болезнь — «духовный милита ризм», воинствующий индивидуализм. Такие уроки лбмают глухие перегородки эгоцентризма, разобщенности. Чем ближе плечо товарища, тем сильнее и свободнее ты сам. Рабочая дружба закаляется не обяза тельно тогда, когда ставят рекорды,— «когда страна прикажет быть грроем, у нас героем становится любой». Гораздо больше Сил требует дружба, не отмечен ная никакими выдающимися свершениями. В безвестной бригаде дружба, может быть, еще нужнее, чем в прославленной. Мы рядом с ним не стояли на вахте И не ходили вдвоем в разведку. Гораздо проще: В обычной шахте Мы вместе катали Одну вагонетку, — говорит А. Жигулин. Настоящая рабочая дружба на то и су ществует, чтобы делать людей сильнее в любых обстоятельствах. «Мы» — это духовно близкие люди, умеющие вместе радоваться не только тру довым успехам, но и неприхотливой кра соте жизни, которая всегда где-то рядом, всегда сопутствует работе. А это не так просто — увидеть прекрасное в обыденном, совсем не то, что созерцать «готовый» шедевр, когда волей-неволей становишься потребителем. Но если нашел красоту там, где другие проходили мимо, ты сам — первооткрыватель. Сила и жизнестойкость эстетического чувства, может, в том и .вы ражается, чтобы уметь Находить красоту среди «серых будней». Рабочему человеку, как никому другому, приходится вести незримую борьбу с мо нотонностью, однообразием трудовых опе раций. И можно представить себе, как вы матывала бы работа человека, в какую пытку бы она превратилась, если бы он не умел находить в ней блестки прекрас ного. ...Мы отдыхали очень редко. За рейсом — рейс, простоев нет. На двадцать пятой вагонетке Вставал за сопками рассвет. Еще прожекторы горели. Но было видно с высоты. Как с каждым рейсом розовели Молочно-белые хребты. Еще таился мрак в лощинах. Поселок тенью закрывал, А на заснеженных вершинах Рассвет победно бушевал. 145 6 Сибирские огни № 2
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2