Сибирские огни, 1986, № 2
Была тоска о счастье и у лирической ге роини Н. Некрасова, но в ней больше горечи, боли — ведь в те времена Одну только бог изменить забывал Суровую долю крестьянки. Тоска советской труженицы иная — «мо гучая», «сладкая». В ней —предчувствие осуществимости, реальности мечты. В этом стихотворении А. Твардовского молодая работница становится летчицей — она потом «совершила славный перелет». Поэт, гово ря о полете «над великой русской равни ной», начисто «забывает» показать тепе решний характер героини. Это — не про счет, не случайность —тем самым поэт подчеркивает, что характер знаменитой женщины-пилота — прямое продолжение ха рактера девчонки-птичницы, которая вела цыплятам «счет свой строгий, чтоб ни одно го не. потерять», той девчонки, чьи «босые ноги» клевала «хлопотливая цыплячья рать». Кропотливый честный труд сформи ровал в ее. душе ту основу (обостренное понимание рабочего долга и чувство само дисциплины), которая и позволила осу ществить, заветную мечту. Натуру летчицы поэт не показал еще и потому, что не считает ее существенно изменившейся с тех пор. Характер не стал необыкновенным, разительно непохожим на характеры простых тружеников. Птич ница потому-то и смогла стать летчицей, что сумела сохранить в себе главные ка чества человека труда. Знай и в работе примерной: • Как бы ты ни был хорош. Ты по дороге не первый И не последний идешь. — говорил А. Твардовский в "другом стихот ворении. Он далек от мысли развенчать чью-то славу или принизить чей-то успех. И то, и другое, собственно, есть продолжение кем-то другим начатой работы. Конечно, можно говорить об исключительности силы духа, внутренней энергии — но все это не отрезано, не оторвано от общества, от лю дей. Наоборот, здесь — самая кровная связь. «Как бы ты ни был хорош» — в этом тоже отрицание исключительности, избранности индивидуума. Ведь личность сама по себе, в отчуждении, ничего не зна чит. Все дело в том, насколько органично сумела она воплотить в себе, лучшие духов ные черты своего общества, народа. Чувство коллективизма лирического ге роя гасит в его душе стремление обосо бить свое «я», поставить свои личные ин тересы выше общественных. Ему чуждо сознание превосходства. Не поддаваться «страсти мелочной успеха» — этому прави лу следует истинная личность, утверждает поэт. Не случайно он проводит мысль, что в труде человек должен быть так же мужестг вен, как и в бою. В стихотворении «От Иркутска до Братска» А. Твардовский на зывает «таежными солдатами» трассови ков, ведущих линию электропередачи сквозь «духотищу лесную». Здесь «все, как было в войну»: «мертвый лес под ногами» и «вода привозная — скудный в сутки паек». И вот, можно сказать, самый сла бый и неподготовленный солдат — «девчон ка одна» выбывает из строя: «поврежден ную руку в тыл, как ляльку, несла». 144 Она возвращается домой и «почти что со славой — из тайги — на Арбат». Благодать — не поспоришь. Но сегодня, гляди. Вдруг вселяется горечь У девчонки в груди. Вот до заданной цели. До победного дня Там дошли. Одолели Все труды — без меня. И утратой немалой Та покажется даль. Даже папа и мама Тут помогут едва ль. Что может быть ужаснёе для бойца, чем отстать от своей части, оказаться в без опасности В то время, когда его товарищи идут к «заданной цели»? В подобной ситуа-. ции оказалась молодая москвичка. Но поэт не осуждает ее, он как бы отдает героиню на суд собственной совести. Дело йе в том, что солдат не обстрелян и сам еще нуждается в помощи родителей — речь-то идет о девчонке. А . «у войны — не женское лицо». Не женское лицо и у тяжелой физической работы. Интуиция ху- дожника-гуманиста не позволила поэту осуждать девчонку за то, что она не смогла идти с мужчинами в одном строю. Потому- то в строках «даже папа и мама тут по могут едва ль» не столько ирония, сколько участие, прощение. В оценке поступка героини проявились не только проницательность поэта, но и го сударственный взгляд на происходящее: каждый должен выполнять работу, которая соответствовала бы его профессиональным навыкам, жизненному опыту. В отличие от героини Н. Некрасова, которая выпол няет мужскую работу по необходимости, в силу социально-экономических обстоя тельств, героиня А. Твардовского взялась за непосильный труд по доброй воле. А надо было или нет возвращаться с «ра неной» рукой на Арбат — это другой раз говор. Важно то, что даже у этой слабой девчонки — коллективистское сознание, ина че откуда бы'у нее «горечь... в груди?» Вот почему для нее «утратой немалой та покажется даль». Юная москвичка в конце концов могла бы найти оправдание: она оставила товарищей «по уважительной причине». Но есть такая заповедь у чело века беспокойного, совестливого: «Сурово спрашивать с себя, с других не - столь сурово». Девчонку с Арбата, конечно, нельзя назвать сформировавшимся человеком тру да — у нее не та закваска, да и характер еще не устоялся. Ценно то, что городской комфорт и благополучие не смогли усыпить в ней чувства сопереживания. Но если го ворить о зрелом характере, то тут уместно упомянуть имена деда Данилы или В. Тер кина. .П Духовно близок, на.мой взгляд, чело веку труда А. Твардовского лирический герой А. Жигулина ■—ведь на его долю вы пали тоже тяжелейшие испытания. Он также сумел сохранить в себе непри косновенным запас любви, сострадания, доброты. Ему приходилось тоже выпол-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2