Сибирские огни, 1986, № 2
КРИТИКА ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ Н. КАРЛАГИН ЖИВАЯ И звестно, что труд — великий учитель, воспитатель и зодчий человеческой души, человеческого характера. Это только кажется, что мы не зависим от сво ей работы, что мы — сами по себе, а рабо та — сама собой. В действительности же все куда сложней. Дело, которое мы дела ем, и наша душа подобны двум сообщаю щимся сосудам: духовно-этический уровень нашего «я» очень часто соответствует ка чественному уровню выполняемой работы. И чем тяжелее далась трудовая победа, чем большей ценой она досталась, тем светлее, чище и радостней чувство удовлет ворения. Вглядитесь в запыленное лицо комбай нера, осунувшееся от усталости после бес сонной ночи, всмотритесь в глаза хирурга, спасшего человеческую жизнь, вслушайтесь в простую речь шахтера, идущего домой с товарищами после напряженной смены — станет ясно, что в эти минуты нравственное сознание каждого безоблачно, как в детст ве. Все мелочное, наносное как будто сго рело в согласном напряжении духа и тела. Человек, постоянно испытывающий, пере живающий такой внутренний подъем, не может быть неискренним, своекорыстным, завистливым. Его разум свободен от глубо комысленных, но мертвых софизмов, от изощренной фразеологии —от всего не естественного, вычурного. В русской поэзии образцом такого типа сознания издавна был тот, кто прошел мно говековую школу долготерпения, стойко сти —школу повседневного, обыденного труда. Того труда, от которого зависело не только материальное и моральное благо получие, но и само существование чело века. Образ простого труженика в русской поэзии уходит своими корнями в те со 142 ' ЦЕПЬ Каж дый труд бла го сло ви , удача! С. Е с е н и н . циально-исторические пласты народного бы та, когда у людей было «ясно и крепко сознание, что все их спасенье в труде» (Н. Некрасов). Труд сделал сознание не ТОЛЬКО ясным и крепким, но и чутким, восприимчивым, человеколюбивым. Это сознание всегда отличалось способностью трезво оценивать реальные события жизни, здравым смыслом, этической глубиной. Словом, всем тем, что лежит в основе на родного мировоззрения. И становятся понятными слова В. Г. Белинского о том, что литература — это народное сознание. Оно обладает неисся каемой жизнестойкостью, прочной само дисциплиной. Оно очень «экономично»: рас ходовать по пустякам свою энергию, раз брасываться по мелочам ему не дает строгий ритм непрерывных рабочих буд ней. Отсюда и собранность, какая-то особенная стройность внутреннего мира че ловека труда. Исследование именно такого человече ского характера всегда было первостепен ной задачей русской литературы. Понять народный характер — значит обнаружить глубинные силы, которые питают общество своей нравственно-духовной энергией, спа сают его в годы тягчайших испытаний; зна чит прикоснуться к тем источникам, кото рые и в «нормальное», мирное течение жиз ни вносят ощущение порядка, внутренней уверенности, стройности, лада. Эти источ ники помогают вырабатывать у общества иммунитет ко всему крикливо модному, заемному, поверхностному в культурной жизни, дают возможность поддерживать в каждом человеке потребность в коллекти визме, товариществе — жить «одним ми ром», общей бедой или радостью.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2