Сибирские огни, 1986, № 2

КРИТИКА ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ Н. КАРЛАГИН ЖИВАЯ И звестно, что труд — великий учитель, воспитатель и зодчий человеческой души, человеческого характера. Это только кажется, что мы не зависим от сво­ ей работы, что мы — сами по себе, а рабо­ та — сама собой. В действительности же все куда сложней. Дело, которое мы дела­ ем, и наша душа подобны двум сообщаю­ щимся сосудам: духовно-этический уровень нашего «я» очень часто соответствует ка­ чественному уровню выполняемой работы. И чем тяжелее далась трудовая победа, чем большей ценой она досталась, тем светлее, чище и радостней чувство удовлет­ ворения. Вглядитесь в запыленное лицо комбай­ нера, осунувшееся от усталости после бес­ сонной ночи, всмотритесь в глаза хирурга, спасшего человеческую жизнь, вслушайтесь в простую речь шахтера, идущего домой с товарищами после напряженной смены — станет ясно, что в эти минуты нравственное сознание каждого безоблачно, как в детст­ ве. Все мелочное, наносное как будто сго­ рело в согласном напряжении духа и тела. Человек, постоянно испытывающий, пере­ живающий такой внутренний подъем, не может быть неискренним, своекорыстным, завистливым. Его разум свободен от глубо­ комысленных, но мертвых софизмов, от изощренной фразеологии —от всего не­ естественного, вычурного. В русской поэзии образцом такого типа сознания издавна был тот, кто прошел мно­ говековую школу долготерпения, стойко­ сти —школу повседневного, обыденного труда. Того труда, от которого зависело не только материальное и моральное благо­ получие, но и само существование чело­ века. Образ простого труженика в русской поэзии уходит своими корнями в те со­ 142 ' ЦЕПЬ Каж дый труд бла го сло ви , удача! С. Е с е н и н . циально-исторические пласты народного бы­ та, когда у людей было «ясно и крепко сознание, что все их спасенье в труде» (Н. Некрасов). Труд сделал сознание не ТОЛЬКО ясным и крепким, но и чутким, восприимчивым, человеколюбивым. Это сознание всегда отличалось способностью трезво оценивать реальные события жизни, здравым смыслом, этической глубиной. Словом, всем тем, что лежит в основе на­ родного мировоззрения. И становятся понятными слова В. Г. Белинского о том, что литература — это народное сознание. Оно обладает неисся­ каемой жизнестойкостью, прочной само­ дисциплиной. Оно очень «экономично»: рас­ ходовать по пустякам свою энергию, раз­ брасываться по мелочам ему не дает строгий ритм непрерывных рабочих буд­ ней. Отсюда и собранность, какая-то особенная стройность внутреннего мира че­ ловека труда. Исследование именно такого человече­ ского характера всегда было первостепен­ ной задачей русской литературы. Понять народный характер — значит обнаружить глубинные силы, которые питают общество своей нравственно-духовной энергией, спа­ сают его в годы тягчайших испытаний; зна­ чит прикоснуться к тем источникам, кото­ рые и в «нормальное», мирное течение жиз­ ни вносят ощущение порядка, внутренней уверенности, стройности, лада. Эти источ­ ники помогают вырабатывать у общества иммунитет ко всему крикливо модному, заемному, поверхностному в культурной жизни, дают возможность поддерживать в каждом человеке потребность в коллекти­ визме, товариществе — жить «одним ми­ ром», общей бедой или радостью.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2