Сибирские огни, 1986, № 2
учудить, как сеееди за ним вдогонку, да еще стараются, чтоб получше вышло. Вот я и думаю: затравим одного-двух, украсим' поначалу несколько домиков, остальные мигом принарядятся. И заделье хорошее у людей появится. Зимними вечерами что еще делать? Сиди да режь узоры —с сы новьями ли, внуками. Исконно деревен ское ремесло возродится — вот что еще важно. И душа потеплеет к собственному дому. Замогутели хозяйства, взяли на себя все тяготы жилищного строительства, и надо бы радоваться, что появилась такая воз можность, но одно обстоятельство не дает: разучились селяне строить дома сами для себя, да еще соревноваться друг с дру гом — кто поставит хоромы покрасивее. Исчезла стародавняя традиция — созывать на закладку фундамента, возведение стен и крыши родственников и друзей, так на- зываемую «помочь», и весело — с шутками и песнями, единым махом возводить дом. Почему? Неужто все такие ленивые, безрукие, беззаботные? Нет, тут во всем людей винить нельзя. Сколько теперь дом стоит? Двадцать пять тысяч, не меньше. Если ж колонна «Межколхозстроя» будет их ставить, так все 35 тысяч надо выкла дывать. Конечно, хозяину, задумай он хоромы поставить для себя, они дешевле обойдут ся. Можно и на кооперативных началах их поставить, в рассрочку. Только где ма териалы брать? Для хозяйственного строи тельства добываем их, где придется, а уж для личного... Обыщется тот хозяин, а ни чего не найдет — ни железа с шифером, ни цемента с кирпичом. Порушена добрая традиция извечным проклятием нашим —дефицитом. Точнее, нераспорядительностью нашей: и дефицит убить можно, если «раскрутить» производ ство стройматериалов —с прикидкой не только на размах хозяйственного строи тельства, но и индивидуального. И все-таки жилой дом, как бы ни был он хорош, только одна из сторон, опреде ляющих внешний лик села. Другая — деревья. Дерево и деревня —слова одного корня, и явления столь же неотделимые. При наших солонцах да кисляках знать надо, на каком участке улицы, переулка, сквера и какой саженец прижиться мо ж ет— то ли дубок, то ли елка с сосной. Уж на что тополь не капризный, ' древес ным сорняком считается, и с ним вдосталь помаялись, пока он обрамил главную улицу и в стволах замогутел. Укрепился все же. Теперь вдоль всей улицы — белоногие тополя стоят, с кроной, аккуратно подрезанной —зеленые шары, будто с другой планеты. Но постоять за зеленых друзей наших пришлось крепко! Поначалу люди не умели беречь то, что растет. Кто веточку отломит, чтоб от комаров отмахиваться, кто брич кой зацепит, кто мотоциклом, а один вар нак... Прибегает ко мне Архипов Сергей Иванович, он тогда у нас главным бухгал тером работал, лица на нем нет: кто-то елочку молоденькую сломал! Ведь наме ренно. Пойдемте, говорит, скорее, пока следы не замело. К счастью, они были четкие — снег ночью выпал. Похоже, от вил следы, а также от галош огромного размера. Стал собрав шийся народ Соображать, кто бы это мог такое злодейство учинить. Ясное дело: если с вилами да в галошах, так с фермы чело век направлялся. Ну, а кто этим проулком обычно ходит? И большой — с таким раз мером обуви? Ага, вот кто! Взяли тотчас парня в оборот. Он снача ла отнекивался, но потом признался. Такую профилактику ему учинили — и в сельском Совете, и на производстве, что ему та елочка вместе с холодным потом снится. Думал, не найдем, потому ведь и сломал — по привычке все ломать, что не твое. Как-то тракторист из Называевской ПМК «Мелиоводстрой» железную изгородь со рвал, деревце покурочил. Люди, что в ту минуту по улице шли, остановили трак тор, вытащили хулигана из машины и там же, посреди улицы, прочес ему устроили первостатейный, чтоб век помнил. А я еще и начальнику ПМК позвонил: сделай все, как было. Тот уж знал: с Покровкой шут ки плохи. 'Потому через час сварку при гнал с рабочими —те изгородь поставили, приварили, что надо было, покрасили. Еще повадились к нам было называев- ские мотоциклисты, а также из соседних хозяйств: нигде ж асфальта нет, а у нас — пожалуйста. Можно и с ветерком погонять, на площади фигуры высшего пилотажа по выписывать. Нет-нет да и зацепит кто за деревце, траву в кюветах помнет. Ночью ж вовсе беда: треск невообразимый стоит, люди спать не могут. Тут уж нас милиция крепко выручала. Без личного хозяйства на селе никак нельзя. Крестьянин без коровы, словно петух без пера: и холодновато и несолид но. А колхозу и вовсе тяжело было бы, превратись все, как один, в потребителей. Потому всемерно помогаем тем, кто дер жит домашний скот. А его немало— 1160 коров, 2560 овец, 242 свиньи, не считая молодняка. Домашняя продукция по всем статьям выгодна: производится в неурочное время, расходов на зарплату, электроэнергию и топливо не требует, и если заготовитель не прохлопает, получит её высшего качеств ва. К тому же в семьях, где держат домаш ний скот, заметил я, дети вырастают трудолюбивые, морально здоровые, потому что сызмальства помогают родителям уп равляться с живностью в сараюшке. Одно плохо: в домашних сараюшках таится погибель для саженцев. Разве их можно оберечь, если скот летом по селу ходит? Утром — на выпаса, вечером — об ратно. Тут никакие изгороди не спасут. К тому же грязь на улицах, от нее тоже спа су не будет. Посовещались мы в правлении с парт комом и активистами сельского Совета — они ж все тоже коров держат — и пришли к единому мнению: построить за околицей загон и все лето держать коров там, не гонять по селу. Пусть сами хозяйки ходят их доить, даже аппараты выделим, кому руками тяжело. И для овец — загон.' Во дворах только птица останется. Построили и... натолкнулись на сопротив ление. Придет Даша с дойки с темным ли цом, наслушавшись там всякого по моему адресу, и давай выговаривать: — Ну что ты с людьми воюешь! Пусть 139
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2