Сибирские огни, 1986, № 2
вповалку, кое-кто уже по-мужски похра пывает. Попервости я дал команду: как темнеть начнет — пацанов домой отправляйте, ма шина будет специально дожидаться. На сле дующий день гляжу, к полуночи близко, они все там — на комбайнах. Естественно, напустился на комбайнеров, а те —в один голос: — Разве их вытолкнешь? Гнали. Ни в какую! Вцепились так, что не отдерешь. Пусть уж с нами до последнего чёса. Днем хорошо поспали. Так вот по сей день и дюжат вместе на хлебном поле три колхозных поколения — деды, отцы и внуки. В пять часов встают, в шесть уже в мастерской — и на поля. А домой заполночь. Ничего, держатся все, и старые, и малые. Только потемну комбай неры чаще сами на мостике сидят, а паца нов за штурвалами держат. Осени всякие случались, с дождями и со снегами. Предпоследняя — так та всю ду шу измотала. Думал, не уберем из-за дож дей эти проклятых. Льют и льют, редко когда солнечное окошко прорежется. Опять не убирали хлеб — добывали. Однако весь обмолотили да еще соседям помогли, и не только ближним. В Большеуковский район наши комбайны ходили, даже в Амурскую область ездили на помощь. Так двое — Леня Мягкий и Володя Бала кин — что утворили: по-своему поняв «держаться до последнего», уехали вместе со своими наставниками в Большеуковский район домолачивать. Директор школы Нина Николаевна _Херувимова, конечно, возму тилась: занфпя в классе уже начались, а они вон что выдумали! Хорошо еще не на Дальний Восток укатили. Ее можно понять. Да только и она сама прекрасно понимает, какой нравственный заряд несут в себе уроки в поле. Парни свой хлеб помогли спасти, да ^и чужой в беде не оставили. Сама же втайне гор дилась своими учениками. Кто позапрошлой осенью взял первое место по колхозу? Школьный военрук Александр Михайлович Корсуков с тем са мым Леней Мягким. А второе — опытный комбайнер Василий Галкин с Сергеем Ху- дорожко, выпускником школы, он теперь уж в армии. На третьем —девятиклассник Саша Маликов со своим наставником Ни колаем Морозовым. Неужто человек не будет себя созна вать нужным, взрослым, если вместе со своими сверстниками и наставниками скосил хлеб на площади 1431 гектар (из 5000), обмолотил его на 1845 гектарах и отправил с поля в закрома Родины 42000 центнеров на сумму 46250 тысяч рублей, как было позапрошлой осенью?! Когда есть продуманная система воспи тания, рождаются и нерушимые традиции. У нас, к примеру, стало обычаем профес сиональные удостоверения вручать вы пускникам школы — будущим механизато рам и мастерам машинного доения обязательно в торжественной обстановке, когда приходят члены парткома и правле ния передовики производства, родители. Традиционным стал и конкурс династии, итоги которого подводятся по нескольким показателям: трудовой вклад каждой семьи и его качество, участие в общественной работе и спортивных мероприятиях, дис циплина на производстве, поведение в семье и общественных местах. Подсчет по балльной системе. Не так-то просто побе дить в конкурсе, однако наградные призы всякий год приходится закупать. Что дают все эти меры, предпринимае мые в треугольнике колхоз — школа — ро дители, предпринятые задолго до реформы школы? Они уже дали: 607 трудоспособ ных в колхозе, из них 290 — до тридцати лет. Только за пять последних лет число такой молодежи в растениеводстве воз росло на 46 процентов, в животноводстве — на 40. Горькую середину 70-х годов, когда сра?у 250 колхозников подошли к пен сионному возрасту, а их заменять некем — про ту беду мы и вспоминать забыли. Цепочка в подготовке кадров начинается в школе, но продолжается и за ее преде лами. Уходит парень в армию, и если хо рошо служит, а до того хорошо работал и решил вернуться в колхоз, припасаем для него 15 процентов его среднемесячного заработка. А кроме того, как вернется, выдаем ему пособие на обзаведение. Если ж др армии не успел поработать и не на брался опыта, .первые три месяца норма для него снижается на 35 процентов, затем еще три месяца — на 20.' И, конечно, за крепляется за ним наставник, чтобы через год парень уже не мелко плавал в своей . профессии. Не то дорого, что красного дерева, а то дорого, что доброго мастерства. С такой оценкой человека деревня испокон веку живет. И должна жить, умножая число все могущих умельцев, даже если они только вчера усами обзавелись. На том мы стояли в своей кадровой политике. , На том и стоять будем. Только бы нам никтб не мешал. А то ведь что произошло прошедшей весной? До сих пор экзамены на право по лучить удостоверение сельского механиза тора или тракториста-машиниста Широкого профиля (это уж, кто какие знания пока жет) — ребята сдавали в школе. Собира лась комиссия в составе представителей училища механизации, школьных учителей по труду, педагогов, и десятиклассники являли теоретическую и практическую под готовку. Обычно два-три хлопца получали права тракториста-машиниста широкого профи ля, другие — достоинством пониже: только удостоверение сельского механизатора. Тут уж ошибки в оценках никак не могло быть, потому что большинство членов ко миссии не только слышали каждого на занятиях по теории, но и видели за штурва лом комбайна, на тракторе, в мастерских, то есть безошибочно знали, кто чего стоит. Но в прошедшую весну училище затре бовало: экзамены только у нас! И что вы шло? Парня, которого и к т'ехнике-то сроду не тянуло, он не знает, как и трактор заводится, и в помощниках комбайнера ни года не работал, на пасеке практику про ходил,— вот этого самого парня аттесто вали в ранг тракториста-машиниста. А Толю Бутеруса — он три осени в помощни ках провел, третьи места в соревновании занимал, собственный мотоцикл соберет- разберет легкой рукой и комбайн назубок знает —его даже удостоверением сельско- 137
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2