Сибирские огни, 1986, № 2
остаться без кадров. Прежде всего без ме ханизаторов. Хлебное поле куда скорее, чем ферма, прошло процесс технического перевооруже ния. Уже к середине шестидесятых годов здесь не осталось тихоходных прицепных комбайнов, их заменили маневренные са моходки. И не надо бы жалеть о тех технических «динозаврах», ушедших в не бытие, если бы вместе с ними не ушло из нашей жизни нечто очень важное: те не поворотливые сцепки С-6 были настоящей школой приобщения ц сельскому труду подрастающего племени, воспитания у него крепкой привязанности к машине, а вместе с тем и любви к земле. Ведь что такое прицепной комбайн? Це лый экипаж: комбайнер, штурвальный, тракторист да еще два копнильщика. А воз ле них роем мальчишки, начиная с двенад цати-тринадцати лет: сыновья, племянники, младшие братья. То нужный ключ поднесут в час поломки, то помогут открутить-закру- тить, цепь там подтянуть, глядишь, уж через два-три года на копнителе вилами орудуют. Так незаметно, как бы играючи, они по знавали суть главного сельского ремесла, и если сегодня для многих из них хлеб стал судьбой, а не только резаным ломтем на обеденном столе, так за это они должны поблагодарить тот комбайн допотопный и дедов своих, отцов, прочих родственников или даже соседей. Они были талантливыми педагогами, истинно наставниками, непрев зойденным учителями по труду: не мудрст вуя лукаво и много' не разглагольствуя, они не только выращивали и убирали хлеб, но решали задачу второй государственной важности — взращивали возле него смену себе. Потом пришли самоходки. Ни тебе штур вального, ни тракториста, ни копнильщиков. Один комбайцер на мостике. Мальчишек будто ветром сдуло. Редко кого на поле встретишь. Вот ведь какая сложилась ситу ация и к середине семидесятых годов дала о себе знать: тракторные бригады резко «поседели». Средний возраст подобрался к 40—45 годам. И подроста — почти ника кого. Ну,' ладно ферма: тоже «поседела» и по полнение не грезилось. Но с ней хоть ясно было: с тогдашним уровнем механизации и производственной культуры она и не мог ла особо притягивать девчонок. А тут — новейшие машины, ни в какое сравнение с прежними! И тоже не притягивают, хотя для мальчишек всех поколений техника бы ла первейшим магнитом. Но без подроста даже лес не растет.» Вот тогда мы и «забыли» об инструкции. Правда, еще и областная газета смелости придала: опубликовала несколько очерков о старшеклассниках, еще не имеющих удосто верения, но уже допущенных к комбайнам в качестве помощников, под присмотр опытных мастеров. Так еще десять лет назад началась в об ласти практика «уроков у штурвала». Могу теперь сказать с полной определенностью: ничего лучшего и придумать было нельзя. Ведь у нас выросло из тех мальчишек, по саженных на комбайны, целое поколение сегодняшних мастеров. Система же была такая (и по сей день. 136 такой остается): перешел парень в девятый класс — в августе на комбайн. Вторым че ловеком у штурвала. В десятый перешел — опять всю осень в помощниках. Были и такие ребята, особо даровитые, что уже на второй год, будучи.десятиклас сниками только, работали самостоятельно, в основном на косовице. Конечно, под при смотром наставников. Те и другие теперь уж становились равноправными напарниками в хлебной загонке. Многие из тех ребят, которые уже полу чили аттестат зрелости, но еще ждали осен него призыва в армию, работали уже без наставников, стояли на мостиках одни. Им можно было доверить и комбайн и хлеб на полном основании: ведь вместе с аттеста том они получили документ, удостоверяю щий право работать на сельскохозяйствен ной технике. Что и говорить, хлопот с ними немало, особенно с первым «призывом» — девяти классниками, еще не приученными ни к порядкам на поле, ни к послушанию. Их наставники нередко из себя выходили. Встретишься с ними, начинаешь успока ивать: — Терпите, мужики. Другого выхода у нас нет. Иначе без комбайнеров останемся. Ничего, к будущей осени поумнеют. — Когда это еще будет, Иван Федоро вич? — кипят они пуще прежнего.— А нам за них сейчас отвечать. Никакого терпения не хватает. Лезут во все щели, носятся, как летучие мыши, не уследишь. А еще догада ются с соседнего комбайна что-нибудь ста щить, лишь бы свой долго не стоял. Так и чешется рука врезать одному-другому по загривку. ч — Не смейте и думать об этом! Что дру гое придумайте для наказания, но чтоб ни подзатыльников, ни материков не было! — Да мы уж придумали,— признаются комбайнеры. — К штурвалу весь день ни ра зу не подпустишь, так на завтра как шел ковые. Чуть нашкодил — вон от руля! Большего наказания для них быть не мо жет. Это уж проверено. Гляделй потом и не раз поражались: те самые «мыши» вертучие, бестолковые вро де и неуправляемые, на третью осень уже обставляли многих опытных мастеров. Вон Саша Куд*нов в 1983 году больше всех накосил-намолотил. Первое место по колхо зу занял. Это в восемнадцать-то лет! Две осени в помощниках у своего дяди был — Цыкунова Владимира Ильича, а на третью пошел «в самостоятельный полет». И как высоко взлетел! Вот оно — желанное раннее мастерство, досрочное возмужание! Но не только это. Когда «два человека ■ на комбайне», это позволяет значительно поднять производительность машины. Сок ращается время на техуходы, разумно рас пределяются силы механизаторов. Кто же выдержит — с шести утра и до глубокой ночи, по две-три недели без роздыху, если с погодой повезет. Жара, пыль, тряска. А- с помощниками можно поспать часа два- три после полудня, тогда и второе дыхание откроется. ПриеДешь иной раз на поле — у комбай неров передых. Кто спит, кто у копны си дит. А пацаны — за штурвалами, ■до того гордые, не подступишься! В другой час они
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2