Сибирские огни, 1986, № 2
Да почему на пороге-то? Почему бы им и «не созреть» к моменту прощания со школой? Сегодняшнему хлебному полю и ферме, как никогда прежде, нужны мастера высо кого класса. Здесь внедряются новейшие технологии, требующие грамотного и скру пулезного исполнения всех операций. Так как же можно из школы — и незнайкой на такое поле и на такую ферму? Время требует более раннего возмужания и профессионального становления колхозно го подростка, а следовательно, и особой системы его обучения с обязательной прак тикой. Куда ж это годно, парень школу окончил, так и не коснувшись ни трактора, ни комбайна? Мы так решили в школе — учить, в поле, на ферме —доучивать. Там — теория, здесь —практика. А иначе как же? Поэтому старшеклассницы, изучая за пар тами основы животноводства, по графику — на комплекс, в белые халаты. Аппараты в руки — и к коровам. На группу в 100 го лов. И доят как заправские мастера машин ного доения, но под наблюдением мастеров- наставников. То же и ребята. Вслед за уроками по машиноведению, которые дает им препода ватель по труду Владимир Ильич Мехов,— обязательная практика в мастерских. Там каждый закреплен за каким-нибудь специ алистом —токарем, слесарем, сварщиком, что тоже не без пользы проходит. Но глав ное, они участвуют в ремонте тракторов и комбайнов, помогают собирать новые маши ны, то есть познают их уже не по отдель ным деталям и узлам, как в кабинете маши новедения, а во взаимодействии тех узлов и деталей. Й кроме того, в определенные пе риоды проводят по 2 часа в день с тракто ристами непосредственно в поле, когда те возят солому, органику. Как-то я посмотрел план работы по тру довому воспитанию. Зимний план для стар шеклассников. Там было дооборудование спецкласса новейшей техникой, оснащение кабинета по труду станками для обработ ки металла и дерева, ремонт кабинета по животноводству, оформление кабинета профориентации, оборудование кабинета машиноведения, расширение трактородрома, участие в ремонте тракторов и комбайнов. Все серьезно! А ведь это следствие серь езного отношения колхоза к школе. Она, конечно, еще та вымогательница! Тянет- потянет, но вытащит и то, что никто другой не сможет. Дали технику: два трактора — гусеничный и колесный, комбайн, да вто рой — в разрезе, построили .помещение. Дали оборудование, необходимые детали, узлы, наглядные пособия. Отдали одного из лучших механизаторов Виктора Михай ловича Калинина (кстати, давнишнего вы пускника Покровской школы) — для прак тических уроков по вождению машин. Ну все, думаю, теперь можно жить спо койно. Но не тут-то было! Пришлось сроч но, за два месяца, строить спортивно-тру довой лагерь, кинув туда сразу две брига ды. Стан для ученической производственной бригады. Его даже не школа запросила, а опять же сама жизнь. В прекрасном березовом колке, в двух километрах от Покровки построили спаль ный корпус с красным уголком, столовую, душевые, спортивные площадки, котлован с солярием. Приехала делегация ЦК комсо мола, изумилась: «Это же настоящий са наторий!:» Да, очень похоже. Спортивные соревно вания, конкурсы, диспуты, походы, купание с загоранием и поле в 100 гектаров. Истин но санаторий: здесь лечатся от лени те, к кому она уже подбирается. Половина поля отдана под пар, ребята сами и обрабатывают его все лето, а другая половина — овощам: капусте, свекле, мор кови, огурцам и прочим, требующим, как известно, немало «тяпочного» труда. Если к тому же 50 гектаров корнеплодов, так куда ж денешься? На выращивании овощей без ручного труда тоже не обойтись. Школьная бригада производит более 1000 тонн свеклы с урожайностью 200 центнеров с гектара, около 6 тонн огурцов, 10 тонн капусты, столько же моркови. А звено кро лиководов — более 5 тонн диетического мяса. И все это — для самих себя: для школьной столовой, летней и зимней, для детского комбината. Здесь тоже как бы хозрасчет, но несколь ко иного свойства: что заработали, то — ваше. Тратьте на здоровье. И тратят: на школьные вечера, сувениры, подарки особо отличившимся, прочие затеи. А больше все го — на поездки. В Волгоград и на Курскую дугу, в Харьков и Брест, по маршруту Москва — Калинин — Клин и Москва — Бородино — Петрищево. Конечно, нам этот лагерь влетел в копе ечку, и напрасно ждать, что он когда-ни будь себя окупит. В прямом экономическом смысле. Только случай не тот, чтобы под считывать затраты. Много потеряли, а нашли все же больше. Здесь прошли тру довую закалку уже более 600.ребят, в том числе из школ Называевска. Покровской средней школе присвоено звание образцовой и, думается, прежде все го за хорошую постановку трудового вос питания. Ученическая производственная бригада в областном конкурсе занимала третье место, была участницей ВДНХ, и многие ребята имеют первые в своей жизни медали «Юный участник ВДНХ» — В. До рошенко, Н. Рогожина, Р. Ильина, Л. Мыль никова, В. Миль, а бригадир Игорь Каме нецкий награжден значком «Отличник сельского хозяйства». Колхоз получил отличное трудовое попол нение. Оператор машинного доения Таня Кривенко, шофер Иван Демиденко, Виктор Юдин, братья Пуховец, Галина и Надежда Кривенко, теперь тоже операторы на комп лексе (всех разве назовешь), пришли на поля и фермы из ученической бригады. Приученные к труду «с младых ногтей», они и сегодня колхоз не подводят. И все же особый разговор должен быть о тех, кто работает осенью на комбайнах. Практике этой уже десять лет. Почему мы на нее отважились? Ведь инструкция стро го-настрого приказывала: до того, как па рень получит профессиональное удостове рение, на пушечный выстрел его к технике не подпускать, тем более — к комбайнам. Мы ж не только подпустили — посадили его задолго «до семнадцати». Правильно говорят: страх — повод для бесстрашия. Даже инструкцйя не испугала и расплата за нарушение ее. Потому что куда больше испугало другое: нам грозило 135
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2