Сибирские огни, 1986, № 2

плакатикам. Очень правильно и своевре­ менно поставлен вопрос в Основных направ­ лениях реформы школы: непосредственное участие подростков в общественно полез­ ном, производительном труде — незамени­ мый фактор выработки осознанного отно­ шения к учебе, гражданского становления, нравственного и интеллектуального форми­ рования личности, физического развития. Но еще задолго до ее принятия мы у себя в колхозе именно так реформировали сис­ тему трудового воспитания школьников. Она сложилась такой давно в могучем тре­ угольнике: школа — колхоз — родители. С тех пор младшие школьники создают чистоту, уют, красоту и доброе настроение, старшие — уже производят продукцию, имеющую цену. Все всерьез, без подделок. Нет ничего опаснее ситуации, когда при­ общение к труду происходит по принципу «делаю, ломаю, выбрасываю». Так можно воспитать только отвращение к нему. А что хорошего в том, когда мальчики и девочки на уроках труда стучат молотком или стро­ гают, не видя результатов своего труда, реальной отдачи? Такая «игра» мало что дает уму и сердцу. Свердловская киностудия по заказу Ми­ нистерства просвещения снимает сейчас фильм в колхозе, как претворяется в жизнь реформа школы. Этой нашей системе трудо­ вого воспитания уже лет десять, если не больше. Она подсказана не реформой — самой жизнью. Вон когда еще мы Зоей Ивановной Шир­ шовой (тогда она была директором школы, а сейчас секретарь парткома) договорились: колхоз и школа должны сосуществовать на основах дружбы и взаимопомощи, тесней­ шего взаимодействия во всех трудовых на­ чинаниях. Меж ними не может быть не то что — китайской стены, но даже и тончай­ шей перегородки. На одной земле стоим — одни дела должны делать, одни радости и горести переживать. Младшие, начиная с первого класса, ре­ монтируют книги в школьной и колхозной библиотеке, собирают макулатуру, убирают классы, ухаживают за цветами, творят игрушки и поделки для детского сада. Это — зимой. Летом работы прибавляется. Пришкольный участок, где идут опыты с овощными и злаковыми культурами. Убор­ ка территории, закрепленной за школой — стадиона, скверов, газонов — и поддержа­ ние чистоты здесь в течение всего лета. Кроме того, все пионеры закреплены по зонам вне этой территории: приводят в по­ рядок дворы ветеранов, а также участки перед их домами, держат в чистоте без сорняков даже бесхозные дворы, где еще и дома нет или он еще не заселен. И если сегодня все приезжающие в Покровку, а также в другие наши села, неизменно ахают в изумлении — чистота то какая! ведь нигде ни соринки! — то этим мы обязаны прежде всего школе. Минувшей весной наблюдал такую карти­ ну. Набежали к деду Грекову семиклассни­ ки, двор вычистили, вскопали газон перед домом. Еще 17 апреля, в этакую весеннюю рань! Гляжу, на следующий день уж все газоны по улице вскопаны. Пионеры всех жильцов переполошили: выходит, и нам пора начинать. И грянуло соревнование: кто скорее? ЭОТПІ - . . . . . . 134 Бесценную помощь- оказала нам школа в то пятилетие, когда пришлось высаживать тысячи деревьев и выхаживать их. А сейчас сотни тысяч цветов на улицах, клумбах и в скверах все лето требуют ухода. И здесь ребята опять первые помощники. Вместе со взрослыми творят красоту, укрепляя доб- ■рую славу родного села. Труднее было подобрать конкретное и долговременное дело для среднего возраста: учеников 5—6 классов. Им одного ремонта книг и ухода за цветами маловато. Это воз­ раст, который начинает себя сознавать и особенно остро чувствует, где настоящее дело, а где — только подделка под него. Нашли настоящее: выращивание кроликов и телят. А подумываем мы с Зоей Ивановной вот о чем: не начать ли учить их резьбе по де­ реву? Колхозный музей надоумил. Он еще только создается. Там прежде был наш Дом культуры. Невзрачный домишко, до­ щатые стены, но вот набросили на него деревянные кружева... На макете, с дере­ вянными и металлическими украшениями он просто красавец. А резьбу для наличников, крыши выполнили умельцы наши в столяр­ ном цехе братья Гаращенко Александр и Сергей со своими помощниками. Музей зримо показывает, как может рази­ тельно измениться обыкновенный дом, если окна его, крыльцо, ворота украсить такими «кружевами». Вот и показалось нам, что их вполне мо­ гут делать и школьники, будь у них своя столярная мастерская и знающие это тон­ кое дело мастера. Украсить такой резьбой свой дом или дом соседа-фронтовика, или сотворить «резной палисад», как в песне поется, что может быть прекраснее? Лю­ бовь к родине, к родному селу — чувство действенное. Колхозные села почти отстроились, пора бы им уже и украшаться. В том числе и металлом узорчатым, и резьбой деревянной. Но это пока в мечтах, в программе на гря­ дущую пятилетку. Представляю, какой-то будет наша Покровка тогда! Впрочем, она и сейчас хороша. Приехал к нам как-то из Омска школьный поисковый отряд собирать материал по истории ком­ сомола: несколько девочек и мальчиков из омской школы. Походили по селу, ко мне зашли поговорить, потом — к фронтовику Василию Протасовичу Дедкову, кавалеру двух орденов Красной Звезды, ордена Ле­ нина. Он — участник битвы под Сталин­ градом. Давно уж отдыхать положено Ва­ силию Протасовичу, а он и слесарничает еще, и на уборке урожая помогает. Побывали они и в школе, подивились, ка­ кой там порядок и какая красота вокруг нее, а на прощанье высказались: — Как хорошо-то у вас! Вот бы после окончания школы приехать сюда работать. Честное слово! Надо было немало потрудиться, в том числе и школьникам нашим, чтобы такое услышать: городские ребята сельским поза­ видовали! А если б они еще узнали, что наши в 16—17 лет за один только месяц могут по 800—1000 рублей заработать? Что бы тогда было? Теперь в пору рассказать и о старшеклас­ сниках. Они — «зона повышенного внима­ ния». Считается." люди на пороге зрелости.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2