Сибирские огни, 1986, № 2
плакатикам. Очень правильно и своевре менно поставлен вопрос в Основных направ лениях реформы школы: непосредственное участие подростков в общественно полез ном, производительном труде — незамени мый фактор выработки осознанного отно шения к учебе, гражданского становления, нравственного и интеллектуального форми рования личности, физического развития. Но еще задолго до ее принятия мы у себя в колхозе именно так реформировали сис тему трудового воспитания школьников. Она сложилась такой давно в могучем тре угольнике: школа — колхоз — родители. С тех пор младшие школьники создают чистоту, уют, красоту и доброе настроение, старшие — уже производят продукцию, имеющую цену. Все всерьез, без подделок. Нет ничего опаснее ситуации, когда при общение к труду происходит по принципу «делаю, ломаю, выбрасываю». Так можно воспитать только отвращение к нему. А что хорошего в том, когда мальчики и девочки на уроках труда стучат молотком или стро гают, не видя результатов своего труда, реальной отдачи? Такая «игра» мало что дает уму и сердцу. Свердловская киностудия по заказу Ми нистерства просвещения снимает сейчас фильм в колхозе, как претворяется в жизнь реформа школы. Этой нашей системе трудо вого воспитания уже лет десять, если не больше. Она подсказана не реформой — самой жизнью. Вон когда еще мы Зоей Ивановной Шир шовой (тогда она была директором школы, а сейчас секретарь парткома) договорились: колхоз и школа должны сосуществовать на основах дружбы и взаимопомощи, тесней шего взаимодействия во всех трудовых на чинаниях. Меж ними не может быть не то что — китайской стены, но даже и тончай шей перегородки. На одной земле стоим — одни дела должны делать, одни радости и горести переживать. Младшие, начиная с первого класса, ре монтируют книги в школьной и колхозной библиотеке, собирают макулатуру, убирают классы, ухаживают за цветами, творят игрушки и поделки для детского сада. Это — зимой. Летом работы прибавляется. Пришкольный участок, где идут опыты с овощными и злаковыми культурами. Убор ка территории, закрепленной за школой — стадиона, скверов, газонов — и поддержа ние чистоты здесь в течение всего лета. Кроме того, все пионеры закреплены по зонам вне этой территории: приводят в по рядок дворы ветеранов, а также участки перед их домами, держат в чистоте без сорняков даже бесхозные дворы, где еще и дома нет или он еще не заселен. И если сегодня все приезжающие в Покровку, а также в другие наши села, неизменно ахают в изумлении — чистота то какая! ведь нигде ни соринки! — то этим мы обязаны прежде всего школе. Минувшей весной наблюдал такую карти ну. Набежали к деду Грекову семиклассни ки, двор вычистили, вскопали газон перед домом. Еще 17 апреля, в этакую весеннюю рань! Гляжу, на следующий день уж все газоны по улице вскопаны. Пионеры всех жильцов переполошили: выходит, и нам пора начинать. И грянуло соревнование: кто скорее? ЭОТПІ - . . . . . . 134 Бесценную помощь- оказала нам школа в то пятилетие, когда пришлось высаживать тысячи деревьев и выхаживать их. А сейчас сотни тысяч цветов на улицах, клумбах и в скверах все лето требуют ухода. И здесь ребята опять первые помощники. Вместе со взрослыми творят красоту, укрепляя доб- ■рую славу родного села. Труднее было подобрать конкретное и долговременное дело для среднего возраста: учеников 5—6 классов. Им одного ремонта книг и ухода за цветами маловато. Это воз раст, который начинает себя сознавать и особенно остро чувствует, где настоящее дело, а где — только подделка под него. Нашли настоящее: выращивание кроликов и телят. А подумываем мы с Зоей Ивановной вот о чем: не начать ли учить их резьбе по де реву? Колхозный музей надоумил. Он еще только создается. Там прежде был наш Дом культуры. Невзрачный домишко, до щатые стены, но вот набросили на него деревянные кружева... На макете, с дере вянными и металлическими украшениями он просто красавец. А резьбу для наличников, крыши выполнили умельцы наши в столяр ном цехе братья Гаращенко Александр и Сергей со своими помощниками. Музей зримо показывает, как может рази тельно измениться обыкновенный дом, если окна его, крыльцо, ворота украсить такими «кружевами». Вот и показалось нам, что их вполне мо гут делать и школьники, будь у них своя столярная мастерская и знающие это тон кое дело мастера. Украсить такой резьбой свой дом или дом соседа-фронтовика, или сотворить «резной палисад», как в песне поется, что может быть прекраснее? Лю бовь к родине, к родному селу — чувство действенное. Колхозные села почти отстроились, пора бы им уже и украшаться. В том числе и металлом узорчатым, и резьбой деревянной. Но это пока в мечтах, в программе на гря дущую пятилетку. Представляю, какой-то будет наша Покровка тогда! Впрочем, она и сейчас хороша. Приехал к нам как-то из Омска школьный поисковый отряд собирать материал по истории ком сомола: несколько девочек и мальчиков из омской школы. Походили по селу, ко мне зашли поговорить, потом — к фронтовику Василию Протасовичу Дедкову, кавалеру двух орденов Красной Звезды, ордена Ле нина. Он — участник битвы под Сталин градом. Давно уж отдыхать положено Ва силию Протасовичу, а он и слесарничает еще, и на уборке урожая помогает. Побывали они и в школе, подивились, ка кой там порядок и какая красота вокруг нее, а на прощанье высказались: — Как хорошо-то у вас! Вот бы после окончания школы приехать сюда работать. Честное слово! Надо было немало потрудиться, в том числе и школьникам нашим, чтобы такое услышать: городские ребята сельским поза видовали! А если б они еще узнали, что наши в 16—17 лет за один только месяц могут по 800—1000 рублей заработать? Что бы тогда было? Теперь в пору рассказать и о старшеклас сниках. Они — «зона повышенного внима ния». Считается." люди на пороге зрелости.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2