Сибирские огни, 1986, № 2
обойдетесь. Никуда не пущу. Отдыхайте, ребята». Все хохотали, Кал мыков, сдаваясь, поднимал руки... И Стас —натурально чуть ли ни нежность испытывал к своих сотоварищам, чуть ли не лобызаться лез... Іак отчего же потом, дома, где каждая мелочь говорила о том, как любят его, жалеют, как хорошо понимают про эту проклятую работу, которая, конечно, только временно, лишь бы дыры заткнуть, как верят в него настоящего мужчину, добытчика,—отчего было ему так пусто, так равнодушно все? И те же деньги —не бодрили, не вдохновляли, были как-то отдельны от того, чем он занят на кровле... Одиноко ему было —вот ведь что. Ладно бы только на крыше, где ты один на один с неохватным небом, где продувают тебя холодные, горячие ветры, где мочит дождь, обжигает равнодушное солнце, и мучит жажда, и ядовито, смрадно пахнет расплавленный битум, и ходуном ходит кровля, когда под но гами, невидимый, проходит мостовой кран, и ты со звериной опаской следишь за напарником, помня выстраданную в поколениях калымных бригад мудрость —бойся напарника —любая неосторожность может быть роковой, хоть он тебе тыщу раз друг, товарищ и брат, и ты с хо лодной ясностью знаешь, кто на что способен, и, в общем, ничего не ждешь —даже курите вы молчком... Такое одиночество понять можно. Но внизу-тСо, внизу!.. Читаешь у проходной: для владельцев авто и мото, сбор пайщиков- садоводов, межцеховой турнир по футболу, заезды в профилакторий, лотерея подписных изданий, путевки в пионерлагерь, и еще, еще... Это тебя не касается. И когда в субботник, у проходной, жарит духовой оркестр —для энтузиазма и бодрости —это тебя не касается. И «ком сомольский прожектор», что высвечивает прогульщиков, пьяниц, несу нов—это тебя не касается, чуть что —бригадир влепит стольник штрафа —и весь прожектор. И в столовой, куда ты попадаешь в числе первых, в очереди из пяти человек стоять приходится по полчаса, пото му что впереди —гонцы от цеховых бригад, выбивают по пачке чеков, а ты стой и не возникай —заведено так. И на волейбольной площадке, где каждый обеденный перерыв работяги с мазутными ладонями, рыхлые итээровцы неумело, азартно шлепают по мячу —тебе с твоим профессионализмом на площадку до ступа нет: там все свои. Даже не поболеешь толком, опять же потому, что не за кого болеть, нет «своих», все — «чужие». К доминошникам и подавно не сунуться: семейная, можно сказать, игра. У тебя своя компания: калымщики... Это завод, ничего удивитель ного: чужой монастырь. Но и город, когда домой едешь, а улицы полны нарядных мальчи ков, девочек, очереди у фруктовых ларьков, скопления у касс, на афишных стендах новые имена...—этот город тебе чужой. Слишком в разных ритмах с ним вы живете. Добраться б до дома. Дома: ванная, стол, постель —как в гостинице, где, говорят, чело век с наибольшей остротой чувствует одиночество. Зато утрами —весной еще, когда позже светало,—когда он, вялый, расквашенный, нацепив непросохшую робу, карабкался по пожарной лестнице, тупо перебирая взглядом утренне влажные, безнадежно чер ные от копоти кирпичи, вдруг —и он ждал этого, словно скорлупу расколов — выныривал на свет божий: слепило солнце, красное, круг лое, невесомо лежащее на другом конце ' кровли, мгновение это — из счастливейших! Да разве мало накопилось таких вот мгновений... В цехе, непривыч но пустом, воскресном, раздался вдруг тихий, грустный, резонирующий в громаде здания свист Димы, который пошел включать сварочный аппарат и уже был не виден за станками, только нежный, щемяще грустный свист парил в вышине, где кровля сверкала, сыпала щедро золотом —это вчера они порубили, расчистили участок, сверкающий теперь над головой бессчетными дырами в ржавом железе. Стас оста- 113
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2