Сибирские огни, 1986, № 1
покосе или на помочи, ну там дом построить, мост через речку слепи , поработать рядом, показать, на что ты способен,-на виду, на миру, пока зать себя и на других поглядеть,. посоревноваться, как бы сказали мы теперь. Оглянулся на стол, где стоял графин с водой, потому что уже нача ло поламывать затылок и высохло во рту. Железная Серафима быстро наполнила стакан и подала. Отпил, поблагодарил Серафиму, заговорил снова, но уже не так громко, понял, что надо беречь силы. — Артельность была в основе всей нашей жизни. Но вот с некото рых пор нашлись умные головы и начали нашу артельность оттирать в сторону, объявили ее ненужной, устаревшей и даже вредной. Начали го ворить, что для упорядочения меры труда и меры потребления лучшей является индивидуальность. Наряды придумали, нормировщиков, учет чиков ввели... А в итоге получилось, что не только артельность растеря ли, но и хозяев земли. Какой же ты земле хозяин, если ты сегодня па хал одно поле, завтра сеял другое, а послезавтра — боронил третье. Работаешь на всех полях и ни одного из них толком не знаешь, чем оно дышит и что оно от тебя просит. И нету у тебя постоянной земли, твоей земли. Абсурд? Абсурд! Это похоже на то, что на заводе ты сегодня ра ботаешь на одном станке, завтра на другом, послезавтра на третьем. Чушь? Чушь! А на земле получилось, что и не чушь вроде, и не абсурд вроде. А вроде даже лучше. А раз у тебя нет земли, то кто же ты тогда? Оглядел по-прежнему внимательные лица. Иван Великий потянул ся рукой, но тут же спрятал ее. — Говори, говори, Иван Великий! — поощрил и стал ждать ответа этого, как давно уже убедился, весьма разумного парня и не только по части техники. — Наверное, арендатор, — не совсем уверенно сказал Иван Вели кий. — Раз я не хозяин. — Не совсем так, Ваня. Да ты садись. Арендатор — это тоже чело век, у которого своей земли нет и который временно арендует землю у другого. Но он, хотя и не хозяин, заинтересован в том, чтобы она дала как можно больше хлеба, потому что ему надо не только свою семью накормить, доход иметь какой-то, но еще и хозяину за землю заплатить, деньгами там или натурой... Сколько раз вот так проверял в беседе там, либо в разговоре, либо в речи перед своими колхозниками правильность мыслей, которые начи нали обуревать его, получать ответы на вопросы, которые выбрасывала перед ним жизнь и о которых он размышлял в дороге, когда особенно хорошо думалось, или бессонными ночами, которые, чем старше он ста новился, тем чаще обкладьщали его. Вот и сегодня, совершенно не думая говорить об этом вначале, невольно увлекся и заговорил перед этими парнями, вместе с которыми начинали новое дело, заговорил о причинах явления, которое все чаще и больше волновало и беспокоило его и для объяснения которого нужно было найти главный, стержневой корень. И парням, с которыми он разговаривал сейчас, не бесполезными могли ока заться его размышления, потому что именно они готовились перейти к работе по-новому, к работе, в которой их интересовали разные цели, од них добрый заработок, других — интерес новизны, но суть которой, по его мнению, состояла в коренной ломке установившегося порядка ве щей, порядка, который обезличил и землю, и работника на этой земле... Он знал, что, раз внезапно озарив его, мьісль будет теперь жить с ним, обрастать новыми фактами и примерами, подтверждениями и опровер жениями, он будет излагать ее перед разными людьми, то вопросом, то кратким тезисом, то длинным рассуждением. Нет, не арендатором, хоть частица здесь уже есть, потому что арендатор тоже не хозяин земли. Но в то же время он и хозяин, правда временный. Остановился, оглядел внимательные лица парней, спросил; И кто же тогда тот человек, который не хозяин земли, хотя и ра ботает на ней? 58
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2