Сибирские огни, 1986, № 1

доход». Здесь достаточно было бы "этой последней фразы, в которой весь душевный «неуют» героя есть, все его сожаления и переживания. Такие досадные промахи можно оправ­ дать разве что излишней дотошливостью автора. Правда, эту же дотошливость кое-где можно признать как достоинство. Например, когда А- Токарев пишет о реке. О реке с маленькой буквы и о Реке с бук­ вы большой. В знании этого предмета безусловная ценность книги. «Жаркое лето иссушило землю, добралось и до реки. На­ ступило мелководье. «Межень» — говорят речники. Истощавшее лицо реки, как вес­ нушками, запестрело бакенами — белыми с левого берега, красными — на отмелях пра­ вобережья. Тут и там обозначились желтые плешины осередков — низких надводных отмелей. Острова с буйной шевелюрой ив­ няка стали выше, как бы выросли. Над рекой проносились суховеи и гнали жух­ лую листву на рябые от ветра воды. Уста­ ла река. Замедлился ее извечный бег, сузились берега». Здесь Александр Тока­ рев выступает как художник, глубоко знающий и чувствующий то, что рисует. И даже те моменты, где он излишне ин­ формативен, выглядят вполне оправдан­ ными. Здесь его выручают достоверные детали, черточки, очень точно и к месту употребляемая терминология, которую, прямо скажем, вводить в художественное произведение нелегко. Тут необходимо соблюдение пропорций, необходимо обла­ дать чувством меры и такта. И в большин­ стве случаев автору это удается. Нелли ЗАКУСИНА Литература и искусство Сибири и Дальнего Востока. Текущий указатель. Новосибирск, изд. ГПНТБ, 1985, Уже в 1919 году известный советский уче­ ный, литературовед М. К. Азадовский, один из зачинателей библиографической науки в Сибири, прозорливо предсказывал перспек­ тивное будущее этой отрасли знаний в ос­ воении края. Сформулированное им теоре­ тическое обоснование целей библиографи­ ческой службы в Сибири не потерялЬ своей актуальности до сих пор: «...в настоящее время, особенно в связи с той огромной ролью, которую играет теперь Сибирь и которую ей еще суждено играть в полити­ ческой и хозяйственной жизни страны, воп­ рос о сибирской библиографии приобретает особо острое и насущное значение». С первых лет существования молодого Со­ ветского государства в тяжелейших услови­ ях гражданской войны сибирский ученый, понимая государственную важность вопроса, пропагандировал и в печатных трудах и в докладах идею создания краевой библио­ графии и осуществлял ее практически. Видя в библиографии серьезное организующее начало, М. К. Азадовский непримиримо от­ носился к недооценке краеведческого на­ правления и к попыткам представить ее де­ лом механическим, безжизненным. Вместе с другими учеными-библиографами. он выс­ тупал против случайности в учете, отборе и группировке литературы, добивался полно­ 174 ты и точности, научно обоснованной систе­ матизации в библиографировании. В этих лучших традициях советской библиографической культуры ведется рабо­ та в главной библиотеке Сибири, ставшей координационно-библиографическим цент­ ром огромного региона 'нашей страны, вклю­ чая Дальний Восток. В системе ее много­ гранной деятельности в тесном сотрудни­ честве с институтами Сибирского отделения АН СССР — опыт издания «Текущих указа­ телей литературы». Государственная публич­ ная научно-техническая библиотека Сибир­ ского отделения АН СССР (г. -Новосибирск) только по общественным наукам регулярно высылает подписчикам семь серийных вы­ пусков. Информационные бюллетени ГПНТБ выходят в соответствии с требо­ ваниями времени, важнейшими задачами науки, народного хозяйства и культуры. Учитываются магистральные направления развития Сибири, нужды новостроек. Почти полутысячным тиражом выходила серия «Наука, литература, искусство Сиби­ ри». С 1985 г. науковедение выходит само­ стоятельным изданием. В этом же году спе­ циальным выпуском начал выходить новый указатель — «Литература и искусство Сиби­ ри и Дальнего Востока»1. Издание готовит­ ся к печати совместными усилиями библи­ ографов ГПНТБ и литературоведов Сибир­ ского отделения АН СССР. В разделе «Искусство» представлены архитектура и градостроительство, изобра­ зительное искусство (художественные про­ мыслы, скульптура, декоративно-приклад­ ное искусство, художественное конструиро­ вание, живопись, графика, фотография), музыка. Учтены все виды театрального ис­ кусства: драматический, музыкальный и ку­ кольные театры; народный театр; художест­ венная самодеятельность; 'литература о хо­ реографическом искусстве, цирке, эстраде. Выделены текущие материалы о кино, ра­ диовещании и телевидении. Такой размах библиографического указателя, обилие предметных рубрик — не сухое протоколи­ рование поступающей литературы; за этим перечнем стоит огромная работа в области идеологии, культуры и науки, вырисовыва­ ется объективная картина наших достиже­ ний в духовной сфере «производства». Ука­ затель, как отмечено в предисловии к вы­ пуску, освещает вопросы истории и совре­ менного развития на территории Сибири и Дальнего Востока литературы, фольклора, всех видов искусства, включает материалы о деятельности творческих союзов — писате­ лей, художников, композиторов, архитекто­ ров. Издание предназначено для литературове­ дов, фольклористов, работников печати, радио и телевидения, деятелей кино и теат­ ра. Оно рассчитано и на широкого читателя, может быть рекомендовано преподавателю, аспиранту, студенту — всем, кто интересует­ ся проблемами фольклористики, искусством и литературой. Тем самым текущий указа­ тель отвечает одному из основных требова­ ний, выдвинутых В. И. Лениным по отно­ шению к библиографическим книгам,— быть подлинно массовыми. 1 С о став и тел и : В. Н . В о л ко в а, В. С. М ар к о в а. М . Р . П о к л о н ск ая ; р ед а к то р ы : к а н д и д а т и ску с­ ство в ед ен и я В. Н . В о л ко ва, к а н д и д а т ф и л о л о ги ­ чески х н а у к Л . П . Я ки м о ва.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2