Сибирские огни, 1986, № 1
доход». Здесь достаточно было бы "этой последней фразы, в которой весь душевный «неуют» героя есть, все его сожаления и переживания. Такие досадные промахи можно оправ дать разве что излишней дотошливостью автора. Правда, эту же дотошливость кое-где можно признать как достоинство. Например, когда А- Токарев пишет о реке. О реке с маленькой буквы и о Реке с бук вы большой. В знании этого предмета безусловная ценность книги. «Жаркое лето иссушило землю, добралось и до реки. На ступило мелководье. «Межень» — говорят речники. Истощавшее лицо реки, как вес нушками, запестрело бакенами — белыми с левого берега, красными — на отмелях пра вобережья. Тут и там обозначились желтые плешины осередков — низких надводных отмелей. Острова с буйной шевелюрой ив няка стали выше, как бы выросли. Над рекой проносились суховеи и гнали жух лую листву на рябые от ветра воды. Уста ла река. Замедлился ее извечный бег, сузились берега». Здесь Александр Тока рев выступает как художник, глубоко знающий и чувствующий то, что рисует. И даже те моменты, где он излишне ин формативен, выглядят вполне оправдан ными. Здесь его выручают достоверные детали, черточки, очень точно и к месту употребляемая терминология, которую, прямо скажем, вводить в художественное произведение нелегко. Тут необходимо соблюдение пропорций, необходимо обла дать чувством меры и такта. И в большин стве случаев автору это удается. Нелли ЗАКУСИНА Литература и искусство Сибири и Дальнего Востока. Текущий указатель. Новосибирск, изд. ГПНТБ, 1985, Уже в 1919 году известный советский уче ный, литературовед М. К. Азадовский, один из зачинателей библиографической науки в Сибири, прозорливо предсказывал перспек тивное будущее этой отрасли знаний в ос воении края. Сформулированное им теоре тическое обоснование целей библиографи ческой службы в Сибири не потерялЬ своей актуальности до сих пор: «...в настоящее время, особенно в связи с той огромной ролью, которую играет теперь Сибирь и которую ей еще суждено играть в полити ческой и хозяйственной жизни страны, воп рос о сибирской библиографии приобретает особо острое и насущное значение». С первых лет существования молодого Со ветского государства в тяжелейших услови ях гражданской войны сибирский ученый, понимая государственную важность вопроса, пропагандировал и в печатных трудах и в докладах идею создания краевой библио графии и осуществлял ее практически. Видя в библиографии серьезное организующее начало, М. К. Азадовский непримиримо от носился к недооценке краеведческого на правления и к попыткам представить ее де лом механическим, безжизненным. Вместе с другими учеными-библиографами. он выс тупал против случайности в учете, отборе и группировке литературы, добивался полно 174 ты и точности, научно обоснованной систе матизации в библиографировании. В этих лучших традициях советской библиографической культуры ведется рабо та в главной библиотеке Сибири, ставшей координационно-библиографическим цент ром огромного региона 'нашей страны, вклю чая Дальний Восток. В системе ее много гранной деятельности в тесном сотрудни честве с институтами Сибирского отделения АН СССР — опыт издания «Текущих указа телей литературы». Государственная публич ная научно-техническая библиотека Сибир ского отделения АН СССР (г. -Новосибирск) только по общественным наукам регулярно высылает подписчикам семь серийных вы пусков. Информационные бюллетени ГПНТБ выходят в соответствии с требо ваниями времени, важнейшими задачами науки, народного хозяйства и культуры. Учитываются магистральные направления развития Сибири, нужды новостроек. Почти полутысячным тиражом выходила серия «Наука, литература, искусство Сиби ри». С 1985 г. науковедение выходит само стоятельным изданием. В этом же году спе циальным выпуском начал выходить новый указатель — «Литература и искусство Сиби ри и Дальнего Востока»1. Издание готовит ся к печати совместными усилиями библи ографов ГПНТБ и литературоведов Сибир ского отделения АН СССР. В разделе «Искусство» представлены архитектура и градостроительство, изобра зительное искусство (художественные про мыслы, скульптура, декоративно-приклад ное искусство, художественное конструиро вание, живопись, графика, фотография), музыка. Учтены все виды театрального ис кусства: драматический, музыкальный и ку кольные театры; народный театр; художест венная самодеятельность; 'литература о хо реографическом искусстве, цирке, эстраде. Выделены текущие материалы о кино, ра диовещании и телевидении. Такой размах библиографического указателя, обилие предметных рубрик — не сухое протоколи рование поступающей литературы; за этим перечнем стоит огромная работа в области идеологии, культуры и науки, вырисовыва ется объективная картина наших достиже ний в духовной сфере «производства». Ука затель, как отмечено в предисловии к вы пуску, освещает вопросы истории и совре менного развития на территории Сибири и Дальнего Востока литературы, фольклора, всех видов искусства, включает материалы о деятельности творческих союзов — писате лей, художников, композиторов, архитекто ров. Издание предназначено для литературове дов, фольклористов, работников печати, радио и телевидения, деятелей кино и теат ра. Оно рассчитано и на широкого читателя, может быть рекомендовано преподавателю, аспиранту, студенту — всем, кто интересует ся проблемами фольклористики, искусством и литературой. Тем самым текущий указа тель отвечает одному из основных требова ний, выдвинутых В. И. Лениным по отно шению к библиографическим книгам,— быть подлинно массовыми. 1 С о став и тел и : В. Н . В о л ко в а, В. С. М ар к о в а. М . Р . П о к л о н ск ая ; р ед а к то р ы : к а н д и д а т и ску с ство в ед ен и я В. Н . В о л ко ва, к а н д и д а т ф и л о л о ги чески х н а у к Л . П . Я ки м о ва.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2