Сибирские огни, 1986, № 1
своеобразных «стоп-кадров» В, Распутин дает нам крупный план то одного, то другого жителя поселка, цепко подмечая наиболее характерные черты и детали. Но, может быть, самое важное заключалось в том, что пожар этот (а приобретает он в повести символическое значение очисти тельного пожара) становится началом конца «раздольного житья-бытья» в Соснов- ке, восстановления порушенной границы между добром и злом, что именно в его огне «набирается новое движение». «Откуда, из каких тылов и запасов при дет желанная подмога?» — спрашивает се бя Иван Петрович и не находит ответа. Однако, надо думать, пессимизм этот идет от усталости сильного и духовно богатого человека, отчаявшегося бороться в оди ночку. От этой же усталости замышляет Иван Петрович и свой уход из поселка. Та ким, уходящим из Сосновки, В. Распутин и изображает его в финале повести: «Из дали— далеко видел он себя: идет по весен ней земле маленький заблудившийся че ловек, отчаявшийся найти свой дом, и вот зайдет он сейчас за перелесок и скроется навсегда». Но не верится в это «навсегда». Не все ляет такой уверенности прежде всего сам Иван Петрович, его распахнувшаяся на страницах повести щедрая душа, его по ступки. Не верится, что может он оставить в беде землю, которую почитал и почитает как мать. И автор не пытается рассеять наше .недоверие. «Молчит, не то встречая, не то провожая его, земля»,— заканчивает ся повесть «Пожар» многозначительно неопределенной фразой. И, хочется на деяться, встречает. Встречает вновь обрет шего духовную силу и цельность (да и нельзя нам без этой надежды, ибо на них, Егоровых, держалась и держится русская земля). И не только его одного. Потому что только в нас самих можем мы найти резервы в борьбе против воинствующего мещанства и обывательщины, в нашем не равнодушии, нашей душевной боли. И это ко всем нам, кому небезразлично здоровье нашего общества, обращается В. Распу тин своей новой повестью. Алексей ГОРШЕНИН Марк Юдалевич. Пятый год. Повесть. Бар наул, Алтайское кн. изд-во, 1985. Читатели, достаточно хорошо знакомые с книгами Марка Юдалевича (для справки напомню: имя это стоит на обложках трех десятков поэтических и прозаических сбор ников), видимо, заметили, что в последнее время в творчестве этого многогранного, трудолюбивого художника слова все ощу тимее дает о себе знать определенное направление. Направление это я бы услов но назвал историко-художественным крае ведением. М. Юдалевич вот уже многие годы пристально, любовно изучает и иссле дует прошлое своего родного Барнаула. И, право, трудно здесь удержаться от расхо жего: «нашел золотую жилу»... Потому как именно произведения о дореволюционном Барнауле и принесли писателю наиболь шую популярность. Здесь можно вспомнить и его поэму и пьесу об Иване Ползунове, 170 и обширный очерк о столице Алтайского края, созданный к 250-летию основания города, и сравнительно недавно вышедшую повесть «Голубая дама», которая произве ла на Алтае настоящий фурор, ' вызвала интерес у читателей многих других сибир ских городов... Новая книга М. Юдалевича, по всем дан ным, вроде бы лорически продолжает те му — Барнаул и его прошлое. Правда, на сей раз следует сделать существенную ого ворку: страница истории, освещенная в «Пятом годе», куда значительнее, нежели те, что были запечатлены в предыдущих исторических вещах писателя. Можно даже выразиться категоричнее: если в «Ползу нове» и в «Голубой даме» прошлое служит по большей части фоном, своеобразной «сценической площадкой», на которой раз ворачивается действие, то повесть «Пятый год» уже самим своим названием недву смысленно заявляет о гораздо более серь езных намерениях автора — о стремлении вывести в качестве главного персонажа саму историю. Ибо повесть эта — о первой русской революции, о том, как вершилась она в заштатном сибирском городке, хоть и отдаленном тысячами верст от Петер бурга и Москвы, но тоже выбросившем красное знамя, тоже нанесшем свой удар по сытому, тупому.«рылу» царского само державия. Писатель — в чем сразу надо отдать ему должное — подошел к решению сложной творческой задачи с полной ответствен ностью и, главное, с тем (не побоюсь этого слова) благоговением, которое заслуживают сами события трагического Пятого года. Естественно, что дать в сравнительно не большой по объему повести масштабный охват этих событий М. Юдалевич не смог, да и не ставил себе такой задачи. «Пятый годз> — это, если можно так выразиться, штрихи к портрету первой русской рево люции, но штрихи точные, выписанные рукой уверенной и, что немаловажно, «обеспеченные» отличным знанием исто рического прошлого одного йз старейших сибирских городов. М. Юдалевичу удалось прежде всего с поразительной достоверностью «реставри ровать» дореволюционный Барнаул. Читая «Пятый год», в полном смысле слова пере носишься в этот кондовый купеческий го родишко, где именно вследствие его малости и малолюдности особенно рази тельны контрасты и мерзости «гнусной ра- сейской действительности». Роскошные рестораны с отдельными' кабинетами, где с пресловутым «сибирским размахом» гу ляют местные тузы и толстосумы; богатые особняки, где проживают «отцы города» и где все как в лучших домах Петербурга; выстроенные в европейском стиле улица и площадь, где стоит поражающий своим величием Колыванский столб, — и рядом со всем этим тесные грязные улицы и пере улки с непросыхающими лужами, убогие жилища простых рабочих, ночлежки, мало в чем уступающие притонам печально зна менитого Хитрова рынка. Сочно выписаны и обитатели, так сказать, типичные предста вители старого Барнаула. Здесь и владе лец лесозавода Курмачев, и купец-«мил- лионщик» Родион Силыч, и протоиерей Анемподист, и артист с темным прошлым
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2