Сибирские огни, 1986, № 1
И ведь вроде бы немного их, и все вид ны, как на ладони,— отмечает писатель,— «но при развезении, когда ни шатко, ни валко, их собирает вместе и возносит в расхристанности неурядье, которое они чуют, слетаясь к нему, по-звериному обо стрившимся чутьем». А слетаясь, объеди няясь, становятся мрачной неправой силойѵ которая при благоприятном стечении обстоятельств (какие и показывает В. Рас путин в повести «Пожар») может подмять под себя и правду, и добро, и совесть. А благоприятные обстоятельства в нема лой степени возникают и от того, что «план любой ценой» может привести к перерож дению не только людей духовно ущербных или предрасположенных к подобным мета морфозам. Сдают позиции иной раз и та кие, как начальник центрального участка сосновского леспромхоза Борис Тимофеевич Водников — «мужик свой, внутри себя твердо разбирающийся, кто есть кто и что есть почем». И на какие только ухищрения не идет ради плана этот, в общем-то, порядочный человек! Вплоть до того, что «наутро после получки вез втихаря в своей брезентовой сумке на лесосеку пару бу тылок, чтоб остановить готовую сорваться бригаду». Естественно, что и в бригаде «научились принимать это, как положен ное». И в такой, поистине пожароопасной ат мосфере становится особенно понятной боль и обида Егорова, главного героя по вести, возражающего начальнику участка: «—План, говоришь? План? Да лучше б мы без него жили!.. Лучше б мы другой план завели — не на одни только кубомет ры, а и на души! Чтоб учитывалось* сколько душ потеряно, к черту-дьяволу пе решло, и сколько осталось!..» У него-то, у Ивана Петровича Егорова, к работе совсем другое отношение, иное ее понимание. Не для показателей, премий, каких-то благ он ее выполняет. «Не рубли его подстегивают, заставляя перегружать «КрАЗ» и выкраивать лишний рейс, а сама работа, берущая единым охватом сотни людей. В работе он не помнит, что это ки лометры, кубометры и рубли, он возносит ся над ними в какую-то иную высь, где нет никакой бухгалтерии, а есть лишь движение, ритм и празднество». С этой высоты и жизнь Ивану Петровичу «видится надежней всего». Да и сама-то работа при таком к ней отношении становится одной из тех жизненных «подпорок», кото рые позволяют ему прочно стоять на земле. Но, вот беда, все сильнее своему поисти не нравственному отношению к делу Иван Петрович испытывает активное противо действие. Расшатывается «подпорка», ухо дит из-под ног Егорова почва, трещину дает цельность существования и душевное равновесие. А заодно подкашивается и дру гая подпорка — чувство собственного дома. Оно, подчеркивает писатель, необходимо каждому человеку. «Чтобы человеку чувст вовать себя в жизни сносно, нужно быть дома. Вот: дома. Поперед всего дома, а не на постое, в с е б е (разрядка автор ская.—А. Г.), в своем собственном внут реннем хозяйстве, где все имеет опреде ленное, издавна заведенное место и служ бу. Затем дома — в избе, на квартире, откуда, с одной стороны, уходишь на ра боту и с другой —в себя. И дома — на род ной земле». Чувство дома, как видим, отнюдь не локально. В конечном счёте, это чувство Родины, патриотизма. С потерей чувства Родины, отчего края, человек становится космополитом, для которого не существует никаких кровных связей и привязанностей. Русскому же человеку космополитизм всегда был чужд. Иван Петрович Егоров — центральная фигура повести «Пожар». Его глазами ви дим мы происходящее в Сосновке, через него проходят сюжетные линии, с ним связаны так или иначе остальные персона жи произведения (а оно населено довольно густо). Но главное, пожалуй, не в этом. Главное в том, что Егоров — активный но ситель добра и справедливости, его совесть и честь все время находятся в состоянии войны со злом, ложью, неправедностью в любых их обличиях. I А бороться Ивану Петровичу крайне трудно. Не только потому, что силен и изворотлив враг, а потому еще, что велика масса людей инертных, притерпевшихся, считающих, например, как Афоня Бронни ков, что с него вполне достаточно, есди он работает и живет честно, если не во рует и не ловчит. Последствия такого примиренчества за водят далеко. Оно способствует размыва нию веками утверждавшихся границ между добром и злом и не без его «содействия», по точному наблюдению В. Распутина, «движение через черту сделалось двусто ронним, люди принялись прогуливаться туда и обратно, по-приятельски пристраи ваясь то к одной компании, то к другой», а «добро и зло перемешалось». И теперь уже, говорит писатель, «не естественная склонность к добру стала мерилом хоро шего человека, а избранное удобное'" поло жение между добром и злом, постоянная и уравновешенная температура души». И вот это-то тревожит Ивана Петровича, а вместе с ним и автора повести, больше всего, становится главной причиной «раз дора с собой», «беспорядка внутри себя» у главного героя произведения. В. Распутин, наверное, не был бы В. Распутиным, если бы в каждом своем произведении, отталкиваясь от частного и конкретного, не восходил к общечелове ческим проблемам и вопросам. И повесть «Пожар» в этом смысле не исключение. Что есть подлинная и мнимая правда? как достичь гармонии совести и души, совести и правды? как быть душе, «если совесть и правда скособочены?..» — вот перед ка кими вопросами нравственно-философского порядка ставит писатель и своих героев, и нас, читателей. И не новые вроде бы они, не раз возникали в мировой литературе. Однако в том-то и дело, что само время, действительность наша, новые условия и обстоятельства жизни выдвигают их на повестку, делают исторически необходи мыми и закономерными. Пожар в Сосновке вскрыл, сделал явным все то негативное, что до поры копилось, готовясь прорваться наружу, подобно вул канической лаве испепеляя все доброе, честное, справедливое. Предельно конт растно высветил пожар безжалостными языками пламени, кто есть кто. С помощью 169
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2