Сибирские огни, 1986, № 1
ыкнигктй тлки і — -----------— ---------------------------------------- ---- Валентин Распутин. Пожар. Повесть. «Наш современник», 1985, № 7. Повесть эту, наверное, можно было бы назвать и по-другому. «Чем живем...», на пример. Тем более что есть в тексте такая краткая, но и емко-многозначительная в то же время фраза. Она как бы зовет-пригла- шает: вглядитесь, мол, внимательнее за мое многоточие, задержите свой взгляд ну хотя бы на жизни Сосновки — рядового и вполне ныне типичного леспромхозов- ского поселка с его сборным и сбродным населением, какие сегодня сотнями нарож даются по всей Сибири, да и не только Си бири! «Неуютный и неопрятный, и не городско го и не деревенского, а барачного типа был эуот поселок, словно кочевали с места на место, остановились переждать непого ду и отдохнуть, да так и застряли. Но застряли в ожидании — когда же после дует команда двигаться дальше, и потому — не пуская глубоко корни, не охорашиваясь и не обустраиваясь с прицелом на детей и внуков, а лишь бы лето перелетовать, а потом зиму перезимовать. Дети между тем рождались, вырастали и сами к этой поре заводили детей, рядом с живым ста новищем разрослось и другое, в которое откочевали навеки, а это — все как оста новка, все как временное пристанище, от куда не сегодня-завтра сниматься... И голо, вызывающе открыто, слепо и стыло стоял поселок...» Всмотритесь в эту уныло-нерадостную картину,— призывает нас, читателей, автор повести,— и задумайтесь: чем живем мы в нашем мире? как? почему? и как жить дальше? Неслучайность и злободневность поставленных вопросов писатель доказы вает всем ходом повествования, ибо то, что сумел увидеть он в жизни далекого таеж ного поселка, характерно и существенно не только для его обитателей, не одних их касается. И то плохое, и то хорошее, и да же то странное, не поддающееся пока ни точному определению, ни четкой класси фикации, что показал автор в людях Сосновки, в какой-то степени есть отраже- ниё значительной части нашей социальной и духовной жизни, и проблемы, поставлен ные В. Распутиным в данном произведе нии, как бы ни хотелось, быть может, от них откреститься, все больше принимают характер общенациональных. «Четыре подпорки у человека в жизни,— размышляет главный герой повести «По жар», шофер сосновского леспромхоза Иван Петрович Егоров,— дом с семьей, ра бота, люди, с кем вместе правишь праздни ки и будни, и земля, на которой стоит твой дом. И все четыре одна важнее дру гой. Захромает какая — весь свет в на клон». Собственно говоря, такое вот «охромев шее» людское общество и показал В. Распу тин в своей новой повести. Верный себе, писатель предлагает чита телю экстремальную ситуацию — пожар крупного орсовского склада в поселке Сосновка. Как и всегда у него,— будь то история с недостачей у сельповской про давщицы Марии в «Деньгах для Марии», смерть старухи Анны в «Последнем сроке» или затопление деревни в повести «Проща ние с Матёрой»,— крутой жизненный излом необходим автору не для сюжетной зани мательности, а для предельного обнаже ния важных социальных и нравственных противоречий нашей жизни, связанных в единый клубок настолько прочно, что и разглядеть-то их зачастую может по мочь только какое-либо чрезвычайное обстоятельство. «Хромать» жизнь в поселке начала посте пенно, но едва ли не сразу после того, как перенесли из зоны затопления гидро электростанции несколько деревень и устроили их на одном месте. Надо сказать, в отличие от повести .«Прощание с Матёрой» на сей раз В. Рас путин сам факт затопления и переселения не драматизирует. Старая добрая деревня, в общем-то, свое дело сделала, себя изжи ла, и люди переселялись с надеждой, что «там было хорошо, а здесь с годами долж но быть лучше». Драматизм оказался в другом (впрочем, настойчивые его нотки пробивались и в предыдущих произведе ниях писателя): снеся, выкорчевав старые деревни со всем их укладом, десятилетия ми складывавшимися неписаными закона ми, обычаями и традициями, ретивые радетели различных укрупнений не поза ботились о главном — о том, чтобы вывер нутые из привычной родной почвы корни эти не засохли на пронизывающем ветру социальных перемен, а сумели прижиться и в новых условиях, новой среде, при житься и продолжать свою добрую служ бу, надежно связывая съехавшихся из разных концов страны нашей людей. Обо всем этом, увы, просто не вспомнили, хо тя «не ими ли, не этими ли законами, не этой ли грудью единой спасались и спас лись в старой деревне в войну и лихие послевоенные годы?.. А теперь — «то, за 167
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2