Сибирские огни, 1986, № 1
ной»1. Нелишне напомнить и отношение к Калите, высказанное К. Марксом, кото рый, с одной стороны, считал, что «при нем была заложена основа могущества Моск вы»1 2, а с другой — писал о соединении в его облике черт «татарского палача, низко поклонника и главного раба» 3. Думается, что с «выветриванием» народ ного духа связана и тональность, харак терная для окончания всего повествования, — мрачновато-безысходная, на трагической ноте. Умер митрополит, затем великий князь Симеон, многие из ближних его,— и писать, оказалось, вроде бы и не о чем! В истории всегда присутствует немалый элемент тра гического; без учета этого не может быть подлинного понимания истории. Катастро фой для Руси (впрочем, как и для большин ства стран Старого Света) стала эпидемия черной смерти (чумы). К- Маркс отмечал, что «весной 1352 она оставила в живых едва лишь треть населения северной России»4*. Д. Балашов сумел показать, как это было, просто и страшно. И все же итог художест венного исследования более чем векового периода русской истории мог бы быть иным. Следовало, думается, полнее рас крыть мысль о том, что Русь не только вы стояла под жестоким игом, но и окрепла, стала более независимой, что народилось уже, растет и мужает то поколение, кото рое меньше чем через 30 лет одержит вели кую победу на Куликовом поле. Недавно критик Ю. Суровцев утверждал, что «мысль народная» может проявляться «...даже в тех романах, где народные мас сы не выходят на сюжетную авансцену или где действие локализировано в стенах дворцов, в границах «очагов культуры»6. На определенных этапах истории правящие классы, действительно, могут выражать общенациональные идеи, действия их носят народный характер. Большие возможности воспроизведения таких ситуаций художест венными средствами доказал еще Лев Тол стой. Но он же показал, что в таком по вествовании нельзя обойтись без образов «людей из народа». Была бы «Война и мир» подлинно народной эпопеей, если бы не было в ней Платона Каратаева? Сама формулировка вопроса выявляет его бес смысленность. Изображение реальных на родных характеров и персонажей было и остается важнейшим и необходимым для литературы, претендующей на раскрытие исторических закономерностей. В советской исторической романистике накоплен боль шой опыт яркого и достоверного изобра жения представителей простого люда. За примерами далеко ходить не надо, стоит только вспомнить образы Федьки Умойся Грязью у А. Н. Тостого, Кирилла у С. Бо родина, Савелия Дикороса у В. Яна, а так же... Прохора, Федора, Степана, Птахи Дрозда у Д. Балашова. Недостатки послед них произведений писателя — в значитель 1 Л . В. Ч ерепнин. О б р азо в ан и е русского ц ен т р ал и зо ван н о го го су д ар ства в X IV—ХУ веках. М .. С оц экги з, I960, с. 512—513. ! А рхив М ар кса и Э нгельса, т. V III, с. 149. 3 К M arx S ecret D ip lo m atic H isto ry of E ig h te e n th C en tu ry . L., 1899. p. 79. (Ц и т no: A H Н асонов. М онголы и Р усь. М ,—Л ., изд-во АН С С С Р, 1940. с, 111). 4 А рхив М ар кса и Э н гел ьса, т. V III, с. 149. 6 Ю . С уровцев, Л ю ди и врем я. — «Н овы й м ир». 1984, № 7. с. 238. ной степени результат ревизии собствен ных достижений. Творчество, как и природа, боится пусто ты. И если не народ, его труд и борьба вы ступают в качестве двигателя исторического процесса, то что же тогда? Такой перво основой у Д. Балашова оказывается некий Дух — иногда довольно абстрактный, срод ни гегелевской Идее, а чаще — как символ христианской религии, причем именно пра вославного толка. Известно, что в течение долгого времени практически вся идеология (в том числе и народных масс) имела религиозную окраску, поэтому использова ние этих моментов при характеристике героев вполне правомерно. И когда думает князь Симеон: «Прежде всякого дела — слово, волевой посыл»; и когда вещает Сер гий Радонежский: «Вера и воля прежде всего...»,—то так им, наверное, и положено. Но вот цитата из авторского отступления ' («Бремя власти»), то есть мысль, настолько близкая автору, что он решил донести ее до читателя сам, в чистом виде: «В Духе живем. Духовную истину жизни должны мы провидеть за суетным кишением временного и преходящего мира сего! В Духе живем, но Дух воплощает себя во плоти и в собы тиях явлен». И далее: «В Духе живем, и жизнь — вечное напряжение духовное, веч ный напор и борьба с косностью бытия». Пафос высказывания вполне понятен. Не приемлемой представляется форма цер ковно-догматическая. Почему, спрашивает ся, духовное напряжение человеческого бы тия так однозначно уподобляется еван гельскому Духу святому? В целом, для творчества Д. Балашова характерно выделение и подчеркивание самостоятельной роли религии в историче ском процессе. Еще в своей монографии «История развития жанра русской балла ды» (1966) он писал: «Обращение народа к религии в эпоху татарского ига было за кономерным. Религия оставалась ясной (враг был иной веры) духовной опорой, символом единства страны, реально раз дробленной на части и покоренной». Во всех частях «Государей московских» много внимания уделено церковным иерархам различных рангов: Кириллу, Петру, Феог носту, Алексею, Серапиону, Василию Кали ке. Особо прочувствованные страницы по священы Сергию Радонежскому. На про тяжении действия полутора романов подряд властители страждут о святом, о молитвеннике русской земли. И вот — нако нец-то! —он появляется. Для описания его жизни (точнее —жития) Д. Балашов не жалеет высоких слов. Чего стоит, например, сцена, где Сергий колет дрова, «духом по беждая» поленья. По этому поводу автор глубокомысленно замечает: «И кто бы мог подумать, что одинокий монах, вздымаю щий раз за разом секиру, уже не дровы ру бит, а решает для себя сложнейшую зада чу, от коей зависит взгляд на все сущее и в коей коренятся основы деяний челове ческих». Несомненно, Сергий Радонежский был крупным церковным и политическим дея телем, обладал незаурядными личными качествами. Поэтому не случайно к его об разу обращались практически все литера торы, писавшие о том времени. Например, у С. Бородина («Дмитрий Донской») дана, 155
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2