Сибирские огни, 1986, № 1
«джуз», а не выносить оба варианта на суд озадаченного читателя. Нельзя не обратить внимание и на неко торую, мы бы сказали, незамысловатость в выборе имен персонажей. Арапша — ис торическая фигура, ордынский полководец, воевавший Русь полтора века спустя. Ки тайского лекаря зовут Ли-по,— очевидная реминисценция имени великого поэта Ли Бо (разве трудно было подобрать любое иное китайское имя?) Лотарингский же рыцарь невольно и самым неуместным об разом ассоциируется с... полковником фон Штауфенбергом, главным действующим лицом неудавшегося путча германских ге нералов 20 июля 1944 года. Всех этих на зойливых ассоциаций легко можно было бы избежать, отнесись авторы к произведению тщательнее. Как бы предчувствуя подобные претен зии, Г. и М. Федоровы во вступительном разделе написали: «...главная цель *нашего романа — не восстановление исторических деталей, как бы ни были они любопытны. Нам хотелось воссоздать атмосферу того героизма, который проявили при нашест вии врага на Русь ее защитники, в част ности, новгородцы». Решительно не согласны с такой поста новкой вопроса. Исторические детали не просто любопытны. Именно они и создают подлинную атмосферу эпохи, необходимый фон для художественного осмысления •прошлого. Краткий, но героический период борьбы против монголо-татарского нашествия сме нился длительной эпохой не менее герои ческого сосуществования со степью. Собы тия этого этапа русской истории исследуют ся в цикле романов Д. Балашова, пожалуй, наиболее заметного писателя из числа ны не пишущих на темы русской истории. В 80-е годы он выпустил в свет два романа, «Бремя власти» и «Симеон Гордый», третью и четвертую книги тетралогии «Государи московские». Они заслуживают самого серьезного отношения, в том чис ле — и в плане критических замечаний. Ведь, как говорит один из героев Д. Ба лашова, «кому больше дадено, с того больше и спрос». Поначалу Д. Балашов стал известен как филолог-фольклорист. Им подготовлены два сборника народных баллад, изданы сказ ки Терского берега (некоторые из них — в специальной обработке для детей) и рус ские свадебные песни (в соавторстве с Ю. Е. Красовской). Эта сторона его дея тельности, стремление донести до читате ля русский фольклор во всей его красоте и неповторимости заслуживают самой положительной оценки. В 1967 году состоялся дебют Балашова- писателя. В сравнительно небольшой по вести «Господин Великой Новгород» была показана достаточно цельная картина жиз ни этого своеобразного государственного образования «после Александра Невского». Тема Новгорода получила продолжение 152 в большом романе «Марфа-посадница», ко торый, на наш взгляд, является одним из наиболее интересных произведений совре менной исторической прозы. Не убоявшись состязания с классикой, автор показал тра гические годы агонии Новгородской рес публики с точки зрения различных по своему положению в обществе персонажей, сумев соединить яркую разноголосицу народной жизни в единое историческое полотно. Как совершенно справедливо отметил в предисловии к книге член- корреспондент АН СССР В. Л. Янин: «Дмит рий Балашов сумел показать в своем ро мане всю сложность процессов, определив- ших дальнейшую судьбу России». В романе впервые специально постав лена проблема власти: кто и зачем ее бе рет в свои руки; как соотносятся здесь произвол и историческая необходимость, цель и средства; какие изменения происхо дят в конце концов в личности самодерж ца? Именно здесь появляется у Балашова сам термин «бремя власти». Крупные зада чи неизбежно потребовали от автора крупных же форм для их осмысления. З а кономерно, что следующим шагом в твор честве Д. Балашова стала названная выше тетралогия. Начальная книга задуманной серии, «Младший сын», вышла в свет в 1977 году. Говорят, что подтвердить мастерство гораз до труднее, .чем приобрести, и что вторая вещь дается автору ценой гораздо больших усилий, чем первая. Начав книгу с проник новенного «Слова о погибели Русской земли» и тем самым обозначив свои высокие нравственные и художественные ориентиры, Д. Балашов не отступил от них на всем протяжении обширного повествования. Малое^ время спустя вышла вторая книга, «Великий стол»,— более спорная по излага емым концепциям, несколько небрежная по оформлению, но, в целом, положительно встреченная критикой. В этих романах на выразительном исто рическом материале автор ставит большие нравственные проблемы. Горячо спорят друг с другом два брата, спорят о важнейшем стержне человеческой жизни — о свободе воли. «Нет у нас никакой свободной воли. Все предназначено, все. «Ни единый волос не упадет с головы без воли Его!» — так, отсылая к Писанию, утверждает старший брат Грикша. Младший, Федор, проигры вает в словесном поединке, но зато всей своей жизнью доказывает, что человек не втискивается послушно в свою судьбу," как в сшитую кем-то, пусть даже по росту, одежду. В меру своих возможностей он ак тивно творит собственную жизнь и, тем са мым, оказывает посильное воздействие на события уже исторические. Не привези Фе дор в Москву завещание покойного князя Ивана Дмитриевича,— и, глядишь, не попал бы Переяславль во владение московских князей, не завязался бы важный узел про тиворечий на многие годы вперед. Так и сын Федора, Мишук, попадет в ситуацию, когда, выскажи он тысяцкому Протасию свои за ветные мысли,— и «кто знает, как бы по вернуло одно его слово грядущую судьбу Москвы?»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2