Сибирские огни, 1986, № 1
ной личности в начале XIII века? Всякое, конечно, случалось в те «почти былинные» времена... Является ли отношение фон Штауфенбер- га к Руси типичным для западноевропей ских рыцарей периода Невской битвы и Ледового побоища? Никоим образом! Об этом, кстати сказать, вспоминает в своей речи и посадник Степан Твердиславич. Стоит ли напоминать, что задача литера туры состоит не в том, чтобы живописать всякие диковины, но в выявлении и анализе главного, существенного, характерного. Образ благородного рыцаря фон Штау- фенберга нельзя расценить иначе, как не жизненный, ходульный, сочиненный «крас ного словца ради». Еще неправдоподобнее дальнейшее раз витие сюжета. В одном из сражений рус ско-лотарингский отряд терпит поражение, и в плен попадает воевода Александра Степановна. Ее доставляют в шатер самого Батыя. Казалось бы, спасения нет! И тут на выручку приходит не кто иной, как князь Александр Ярославич, который к тому же неравнодушен к дочери посад ника. Ну, а любовь, как известно, творит чудеса. В белых маскхалатах Александр и часть его дружины пробрались в стан врага и под прицелом своих луков застави ли Батыя и Субэдэя выдать пленницу. Операция была' осуществлена с минималь ными потерями. Лишь одного воина, Игната Трефилыча, телохранители хана десятком стрел пригвоздили к деревянному кресту (нрмек на Игнач крест — ?!), кото рый совершенно случайно оказался сзади. При этом «стрелы дрожали на нем, как иглы дикобраза». Очень похоже на то, что авторы в данном случае «вдохновлялись» кончиной св. Себастьяна, послужившей сюжетом для многих прославленных масте ров европейской живописи. Поверить в реальность описанных собы тий не просто трудно — невозможно. В истории Орды (в конце ее) бывали случаи, когда внезапный налет на ханскую ставку приносил успех. Но происходило это во время обычной перекочевки, когда в распо ряжении хана не было крупных отрядов. Иное дело — военный лагерь монголов, тем более на территории враждебной стороны. Известно, как много внимания уделяли монгольские боевые наставления разведке и охране. В «Сокровенном / сказа нии» приведен хвалебный гимн, с которым Чингис-хан обращается к своим телохрани телям: «Среди коварных врагов, окружая юрты мои с подолами, ты во мгновение ока поднималась на защиту, верная стража моя!» и т. п.1 Заслужить похвалу «Потря- сателя Вселенной» было нелегко. Требова ния предъявлялись жестокие, малейшее небрежение каралось смертью. Незаметное проникновение противника в центр лагеря, к шатру полководца практически исклю чалось. Следует сказать и о «крестных муках» Трефилыча. Ценность такого рода вырази тельных деталей определяется не внешней эффектностью, а тем, что они помогают выявить сущность изображаемых событий, способствуют развитию сюжета. Смерть воина на кресте могла бы стать высоким 1 С. А. К озин. С окровен н ое ск азан и е. М ,—Л и зд -во А Н С С С Р , 1941, т. 1, с. 172. J50 символом жертвы народной за русскую землю. В условиях же фантастической си туации она не только не укрепляет повест вования, но прямо портит его своим фаль шивым пафосом. Недостаточно продуман и образ Андрея: Арапщи, который под видом гонца из Каракорума проникает на совет чингизидов и приказывает им повернуть от Новгорода на запад. Личность эта весьма противоре чива и таинственна. «Одни говорят, что он похож на джаук-у нояна из отряда раз ведки, уничтоженного новгородцами, дру гие, что это арбан-у" ноян из тумена Гуюк-хана, третьи, что это уруский баатур, зарубивший немало наших воинов, четвер-г тые утверждают, что это гонец великого хана Угэдэя», — недоумевает в романе монгольский воин. В таком же недоумении пребывают и читатели, хотя им известно несколько больше. Мы знаем, что Андрей— сын новгородского князя, погибшего Со своей дружиной в битве на реке Калке. Мать его — половчанка, которая также была убита вместе с сестрой Андрея при разгроме какого-то городища. Сам он по- йал в плен, был оружейником в Каракору ме, под именем Арапши стал ходить с монголами в походы, отличился при взятий города Нинся в Китае и дослужился до чина джус-баши в тумене Менгу-хана: Вернувшись в составе Батыевых войск на родину, он прилагает громадные усилия для помощи землякам, успевая одновремен но находиться в разных местах. Завладев золотой пайцзой, удостоверением посла, он добился-таки ухода ордынских войск и спасся сам, похитив напоследок «индий скую шаманку» (!) из шатра Батыя. Но позвольте!.. Уже само происхождение героя, равно как и пленение его на Калке, вызывает массу вопросов. Участие новго родцев в этом сражении не доказано (если не считать одного случайного упоминания в источниках). Перечисленные противоречия можно объяснить только тем, что образ Андрея- Арапши вырастает не из реальных истори ческих предпосылок, а исключительно из авторских фантазий в полном соответствии с законами приключения. Он действует по принципу deus ex machina (как сказал бы фон Штауфенберг), а подобное потусто роннее вмешательство не требует логиче ских объяснений. Не деятельность этого глубоко законспи рированного резидента и не похождения дюжины суперменов спасли новгородскую землю. Спасло ее героическое сопротивле ние защитников Рязани и Владимира, Переяславля и Москвы, Твери и Ярославля, доблесть русских дружинников, принявших сражение под Коломной, партизанская, говоря нашим языком, борьба воинов и крестьян Волго-Окского междуречья. Поги бая в неравных боях, они в то же время изматывали монголов, подрывали их воен ную мощь. Серьезным предупреждением монгольским полководцам послужила двух недельная осада Торжка. Войска явно устали, что позднее подтвердилось при осаде небольшого Козельска. Как известно, этот городок сопротивлялся в течение семи недель. Следует помнить также, что Тор жок пал 5 марта. Всего за день «бысть сеча зла» далеко от него, на реке Сити, где
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2