Сибирские огни, 1986, № 1
ные черты в исследовании Вениаминова как историзм, включающий реконструиро вание самобытной культуры алеутов и их социальной организации. Вениаминов обессмертил свое имя со зданием грамматики ^ алеутского языка Заслуженной данью уважения к его трудам явилось издание в 1944 году «Элементов алеутской грамматики» в Соединенных Штатах Америки. Почти 15 лет находясь на Алеутах, Ве ниаминов^ без устали занимается просве тительской деятельностью. Он всячески приобщает местное население к передовой русской и европейской культуре. «Все ре месла ц искусства, какие только могли русские, пишет он,— перенесли с собой в Америку, алеуты перенимали с охотой, так что теперь между алеутами можно наити мастеров от сапожника до часовщи ка». Поражала Вениаминова и способ ность алеутов усваивать такое новое явление, как письменность: «Когда они увидели книжки на своем языке... то даже старики начали учиться грамоте для того, чтобы читать по-своему (и потому теперь умеющих читать из них более чем шестая часть)». Вениаминов по-настоящему полю бил и сроднился с алеутами, высоко ценил трудолюбие и благородство, творческий потенциал этого народа. Они «терпеливы, даже до нечувствительности», способны и «на самопожертвование и добры до само- забвения». Наконец, они способны увле ченно работать ради творческой радости труда, а не для извлечения какой-то ма териальной выгоды. Алеуты платили ему тем же. Из поколе ния в поколение передавалось потом ува жение и благодарность к этому человеку. В Уналашке нам с гордостью, как самую дорогую реликвию, показывали единствен ный массив деревьев, посаженный Вениа- миновым,- «Роща бишопа Вениаминова»,— говорили алеуты, поныне свято берегу щие каждое дерево. Благодаря Вениами нову к уходу русских каждый шестой алеут был грамотным. И таких примеров влияния русских на культуру аборигенов можно приводить очень много. А теперь давайте вспомним колониза цию Америки. Араваки, так называли себя обитатели нового континента, которые пер выми встретили экспедицию Колумба с добрыми улыбками и с открытой душой, через 20—30 лет были истреблены испански ми завоевателями. Союз креста и меча конкий'ы разрушил цветущие индейские' общества ацтеков, майя, муисков, в огне пожарищ были уничтожены колоссальные исторические и культурные ценности. От войн, эпидемий и голода погибли миллио ны людей, вина которых была только в том, что они имели другой язык, культуру, религию. История колонизации Америки испан цами, португальцами, англичанами, фран цузами и другими просвещенными нация ми наиболее ярко подтверждает слова К. Маркса, что в условиях классовых об щественных формаций человеческий прог ресс уподобляется отвратительному языческому идолу, пьющему нектар толь ко из черепов убитых. Некоторым западным ученым очень бы хотелось доказать, что ■НЭЬ ОЙйб, !. Г І І І И " '■ .. ѵ ■ ч ч /Г.Л сіі -О 3 русские оказали такое же разрушительное воздействие на культуру коренных народов Сибири. Но факты против. Были, конечно, и конфликты, были и убитые. Но в целом освоение Сибири русскими носило совер шенно ^ другой характер. Не случайно великий свободолюбец Александр Ради-' щев, назвавший Сибирь краем богатейших сокровищ природы, которому суждено сыграть важную роль в мировой истории, находясь в заточении в Илимском остро ге, написал замечательный исторический очерк «Сокращенное повествование о при обретении Сибири». Именно о . приобрете нии, а не о завоевании. И освоение шло в тесном содружестве русской культуры и культуры аборигенов. Народы Сибири со хранили свой язык, культуру, искусство, в годы Советской власти получили письменность. Несмотря на стремление царского 1пра вительства, начиная с XIX века, превра тить Сибирь в край ссылки, именно с этого времени Сибирь начинает наращивать свой культурный потенциал: идет развитие театра, литературы, искусства, науки. Большая роль в этом процессе принадле жит ссыльным. Эстафету духовных, про светительских, нравственных традиций декабристов продолжили сосланные в Си бирь ’петрашевцы и Н. Г. Чернышевский, участники восстания в Польше, Литве и Белоруссии, затем народники и револю ционеры-марксисты. С Сибирью связано, как известно, Твор чество многих известных писателей, из гнанников, невольных жителей этого края: Ф. М. Достоевского, ОД. М. Михайлова, В. Г. Короленко, В. Г. Богораза-Тана, П. Ф. Якубовича-Мельшина, С. Я. Елпатьевско- го, В. А. Серошевского, Ф. Я. Кона и др. В Сибири начиналось и сибирским коло ритом окрашено творчество В. Я. Шишкова, Н. Г. Гарина-Михайловского. Литературное наследие Сибири чрезвы чайно обширно. К сожалению, оно еще плохо известно широкому читателю. Боль шого одобрения заслуживает инициатива Западно-Сибирского книжного издательства в Новосибирске, выпускающего серию «Литературное наследство Сибири». Осо бенно хотелось бы отметить Восточно- Сибирское книжное издательство, которое ведет две серии: «Полярная звезда», по священную декабристам, и «Литературные памятники Сибири». Широкое развитие в XIX в. в Сибири получили театр, архитектура, живопись. С Сибирью непосредственно связано твор чество великого русского художника, за мечательного мастера исторической жи вописи В. И. Сурикова. В XIX веке начинается процесс интен сивного научного изучения природных богатств Сибири. В историю отечественной и мировой науки навсегда вошли такие имена, как И. Д. Черский, А. Л. Чеканов- ский, Д. А. Клеменц, В. А. Обручев, И. С. Поляков, Н. М. Ядринцев, М. П. Овчинни ков, Н. И. Витковский, А. Я. Тугаринов и многие другие. Естественно-научное исследование Си бири дало крупные результаты. В итоге было выяснено в общих чертах геологи ческое строение этой территории, дана ее географическая характеристика и выявлен 141
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2