Сибирские огни, 1986, № 1
ения Сибири. Освоения не только экономи ческого, но и духовного. В начале XVIII века в Тобольске была открыта первая в Сибири и вторая в России провинциальная школа. К этому времени относится и зарож дение театра. Позднее школы были откры ты не только в крупных административных центрах „Сибири, но и на окраинах. Есть сведения о существовании школы в начале 30-х годов XVIII в. в Якутске. В середине XVIII в. на Камчатке и Курильских остро вах работало 20 школ, в которых обучалось несколько сот человек. В это время в Сиби ри открываются школы, готовящие спе циалистов геодезии и картографии, навига ции, горного . дела, развивается библио течное дело. В 1764 г. в Барнауле, при правлении Колывано-Воскресенских горных заводов, была открыта библиотека, скоро ставшая одной из крупнейших в России технических библиотек. В начале XIX в. в ее фондах насчитывалось 7152 тома на русском, немецком, латинском, английском и других языках. Экономические и духовные преобразо вания охватили и коренные народы'Сибири, которые приобщались к русской культу ре, к более передовым методам хозяйство вания, о чем свидетельствует, к примеру, широкое распространение земледелия и огородничества. В 1979 году мне пришлось возглавить делегацию историков на конференцию, по священную проблемам Русской Америки. Она проходила в г. Ситке — бывшей сто лице Российско-Американской компании. На конференции вновь дали себя знать тенденции, нередко проскальзывающие в буржуазной историографии в последние 10—15 лет: некоторые канадские и амери канские ученые пытались доказать йагуб- ность и разрушительную силу русского влияния на культуру, быт и экономику коренных народов севера Сибири и Аляски. Нам даже показали индейский нацио нальный парк, где выстроен в стиле модерн этнографический музей. В этом музее, технически хорошо оснащенном, на диора мах и сфабрикованных видеофильмах «живописуются» «зверства русских». Перед нашими глазами прошли ужасающие кар тины убийств, грабежей, насилий русских над алеутами, эскимосами, индейцами. Сопровождавшие нас американские колле ги стыдливо прятали глаза и 'пытались сослаться на какие-то новые источники и документы. Следует сразу сказать, . что большинство зарубежных ученых не толь ко открыто возмущались подобного рода фальсификациями, граничащими с прово кацией, но приводили на заседаниях мно гочисленные факты, доказывающие боль шую и благотворную роль русской куль туры в развитии культуры аборигенов Сибири и Америки. Одним из основателей Российско-Аме риканской компании был Александр Ба ранов, о котором А. С. Пушкин написал после его смерти: «Жаль честного гражда нина, умного человека». Баранов открыл на острове Кадьяк библиотеку, куда из столицы, несмотря на огромные трудности, доставлялись картины, книги, журналы, по^ собия по горному делу и различным ’ ре меслам. Интересна в этой связи и личность Инно- 140 кентия Вениаминова. Сын сельского поно маря, он родился 27 августа 1797 года в селе Амге в верховьях Лены. После окон чания духовной семинарии, талантливый от природы человек, он быстро продви гается по иерархической лестнице. В 25 лет он уже настоятель иркутской Благо вещенской церкви. Но вот в 1823 году в го род пришел указ Синода направить какого- нибудь священника на остров Уналашку — один из самых крупных в Алеутской гря де. Долгое время не находилось кандида туры на^ эту должность. Когда иркутский архиерей потерял надежду найти добро вольца поехать на Алеуты, перед ним по явился Иннокентий Вениаминов. Это решение пришло не сразу. «Да и в самом деле,— вспоминал он позднее,— мог ли я, или был мне какой расчет, судя по-человечески, ехать бог знает куда, когда я был в одном из лучших приходов в го роде, в почете и даже в любви у своих прихожан, в виду и на счету у своего начальства, имел уже собственный свой дом, получал доходу более, чем тот оклад,1 который назначался на Уналашке». Но под влиянием «выходца с Алеутских остро вов» Ивана Крюкова, влекомый жаждой к путешествию, он изменяет своим первым впечатлёниям и неожиданно «весь заго релся желанием ехать к таким людям... Как^ будто что-то поворотилось в груди моей, и я тут же объявляю своим домаш ним: я еду! ни слезы родных, ни советы знакомых, ни описания трудностей дальне го пути и ожидающих; меня — ничто не до ходило до моего сердца: как будто огонь горел в моей душе...» Решение' Вениаминова было поистине героическим. Сам путь до Уналашки был необычайно труден и опасен... От Иркутска на лошадях он добирается до села Ангин- ского. Оттуда по реке Лене сплавом до Якутска. От Якутска дорога лежала по тайге, морем, по болотам, горам и речным переправам через бурные сибирские реки до Тихого океана. Во время пребывания в Уналашке Вениа минова там размещалась контора Россий- ско-Американскои компании, начальное училище, больница, воспитательный дом для сирот-алеутов и креолов, три магази на. Первое, что сделал он,— выстроил с помощью алеутов настоящую церковь вместо старой часовни. Сам обучал их плот ницкому, столярному, слесарному, куз нечному делу. Знания и умения, приобре тенные в голодные годы юности, Вениами нов щедро передает алеутам, обучая их многим ремеслам. Но особенно велик его вклад ^ в отечественную науку — это был ученый-самородок: лингвист, этнограф, биолог. Он одним из первых уловил на растающую потребность не в отрывочных этнографических заметках, а в серьезном и всестороннем исследовании отдельных народностей. Основной труд Вениаминова «Записки об островах Уналашкинского отдела» — глубо кое и оригинальное трехтомное научное исследование. Это и систематизация огром ного фактического материала, и подход к нему с позиций современной ему науч ной методологии, и привлечение для выво дов данных антропологии, лингвистики и фольклора. Следует отметить и такие цен-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2